Снижение активности человеческой деятельности было недостаточным, чтобы обратить вспять годы разрушений, но мы смогли мельком увидеть мир в период отсутствия ископаемого топлива.
Когда началась самоизоляция, климатологи были в ужасе от разворачивающейся трагедии, но также они были заинтригованы наблюдать «случайный эксперимент» в глобальном масштабе. Они задали вопрос: в какой степени отреагирует система Земли на самый резкий спад человеческой деятельности за всю его историю со времён Второй мировой войны.
Экологические активисты задают этот вопрос более лаконично: насколько это поможет спасти планету?
По прошествии почти одного года с момента первого случая заражения Covid-19 короткий ответ таков: недостаточно. На самом деле, эксперты говорят, что пандемия, возможно, усугубила некоторые экологические проблемы, хотя всё ещё существует малая возможность для того, чтобы что-то хорошее произошло от чего-то плохого, если правительства используют свои системы экономических стимулов для содействия "зеленому" восстановлению.
Весной в северном полушарии, когда ограничения были на пике своей строгости, человеческий след смягчился до уровня, невиданного десятилетиями. Полёты сократились вдвое, дорожное движение в Великобритании сократилось более чем на 70%. Объем промышленных выбросов в Китае, крупнейшем в мире источнике углерода, в период с начала февраля по середину марта этот показатель снизился примерно на 18%, или на 250 м тонн. Использование автомобилей в США сократилось на 40%. Влияние человечества на Землю было настолько незначительным, что сейсмологи могли выявить более низкие вибрации от «культурного шума», чем до пандемии.
Передышка была слишком короткой, чтобы обратить вспять десятилетия разрушений, но она дала представление о том, каким может быть мир без ископаемого топлива и с большим пространством для природы.
У дикой природы не было времени для восстановления утраченной территории, но она имела возможности для разведки. Наряду с апокалиптическими изображениями пустынных дорог, интернет взрывался душещипательными видео овец на заброшенной игровой площадке в Монмутшире, Уэльс, койоты на мосту Золотых Ворот в Сан-Франциско, дикий кабан, бродящий по улицам Барселоны, и олени пасутся недалеко от Белого дома в Вашингтоне. Полевые цветы расцветали на обочинах дорог, потому что они косились гораздо реже.
На глобальном юге картина была более неоднозначной. Масштабы браконьерства носорогов в Танзании сократились из-за нарушения функционирования производственно-сбытовых цепочек и ограничений на трансграничные перевозки, но участились случаи охоты на мясо диких животных, незаконного сбора дров и вторжений в охраняемые районы в Индии, Непале и Кении, потому что местные общины потеряли доходы от туризма и искали другие способы обеспечения своих семей.
В Бразилии была ослаблена традиционная охрана Амазонки. Коренные народы ксаванте и яномами сильно пострадали от пандемии, и изоляция удерживала лесничих дома. В то же время захватчики земель, пожарные и нелегальные шахтеры были заняты больше, чем когда-либо. Вырубка лесов в Бразилии достигла 12-летнего максимума.
В других странах улучшение чистоты воздуха принесло пользу человеческому здоровью в целом , хотя, вероятно, этого было недостаточно для компенсации ущерба. Небольшое облегчение от повышения смертности Covid в Европе прогнозировалось по крайней мере на 11000 человек меньше умерло в результате загрязнения воздуха. Дышать чистым воздухом также означает (расчеты приводятся по Европе), что будет на 6000 меньше детей, страдающих астмой, для 1900 детей не потребуется посещение учреждений экстренной помощи и на 600 меньше детей, рожденных недоношенными.
В Великобритании 2 миллиона человек с респираторными заболеваниями испытывали менее резкие симптомы. Изменения были заметны из космоса, где спутник зафиксировал явное уменьшение количества смога над Уханью в Китае и Турином в Италии. Жители многих городов также могут видеть разницу. В Катманду, Непал, жители были поражены тем, что впервые за десятилетия смогли увидеть вершину горы Эверест. В Маниле Сьерра-Мадре снова стала видимой.
Но достижения были недолговечны. Как только изоляция ослабла, городское движение резко возросло, как и загрязнение воздуха. По исследованиям 49 британских городов и поселков 80% имели тот же уровень загрязнения или хуже, чем до пандемии. В других местах виды далёких горных вершин исчезают, как и дикие животные.
История столь же обескураживает, когда речь заходит о глобальных выбросах углерода, которые резко упали, но недостаточно для того, чтобы преодолеть климатические страхи.
Месяцы пустых дорог и неба, и вялая экономическая активность сократили глобальные выбросы парниковых газов, по оценкам, на 7%, самое резкое годовое сокращение, когда-либо зарегистрированное.
Это экономия от 1,5 до 2,5 млрд тонн загрязнения СО2, но это едва ли замедлило накопление углерода в атмосфере, оставив мир на своем пути к более чем 3.2 градусам потепления к концу этого столетия. В своем ежегодном докладе о пробелах в выбросах Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде отметила, что влияние изоляции было «незначительным», эквивалентным лишь разнице в 0,01 градус к 2030.
На более оптимистичной ноте они сказали, что амбициозные траты на зеленое восстановление могут вернуть мир на путь, ведущий к достижению цели Парижского соглашения - менее 2°C потепления.
Хотя Китай, ЕС, Великобритания, Япония и Южная Корея недавно объявили углеродно-нейтральные цели к середине века, ни одна страна не делает достаточного для достижения этой цели. Большая часть расходов на стимулирование восстановления экономики направляется в отрасли по добыче ископаемых видов топлива, которые ухудшают климат, а не на использование возобновляемых источников энергии, которые могли бы помочь улучшить ситуацию. Подобные приоритеты вызывают опасения, что карантины COVID могут закончиться как финансовый кризис 2008-2009 годов, который привел к кратковременному сокращению выбросов, за которым последовал скачок назад к рекордным высотам.
"Основываясь на том, как мало из 15-ти триллионов долларов, потраченных на стимулирование, пошло на зеленую энергию и чистые технологии, я думаю, что Covid отложит переход к безуглеродному будущему," сказал Роб Джексон, председатель Глобального Углеродного Проекта. Он заявил, что в Китае выбросы уже достигли уровня 2019 года, в то время как другие правительства используют пандемию в качестве предлога для отсрочки климатических действий в авиационном секторе.
В США Дональд Трамп пошел дальше в демонстрации кризисного капитализма, откатив плот природоохранных мер и увеличив поддержку ископаемого топлива.
Но есть и хорошие новости. Этот исключительный год укрепил экономические аргументы в пользу использования возобновляемых источников энергии, которые оказались надежной и дешевой альтернативой во время локализации. По прогнозам аналитиков, к 2020 году произойдет "окончательное" сокращение потребления угля, являющегося наиболее загрязняющим видом топлива, а также возникают сомнения в отношении инвестиций в нефть. Цены на сырую нефть в один момент упали отрицательной цены за баррель.
Для сравнения, энергия ветра и солнца стабильна и чиста. "Этот вирус высветил ущерб, наносимый здоровью людей при транспортировке на основе нефти в результате загрязнения воздуха. Мы мельком увидели будущее с чистым воздухом в наших городах без загрязнения ископаемого топлива транспортными средствами", сказал Джексон.
Независимо от того, идет ли речь о незначительном мгновении или поворотном моменте, это зависит от действий на национальном и международном уровнях. Как показали системы мер по стимулированию климата, национальные правительства неохотно идут на изменение курса в одиночку. Поэтому глобальное сотрудничество имеет существенно важное значение.
Но и здесь коронавирус оказался препятствием. Мировые лидеры должны были встретиться в Глазго в этом месяце на климатическом саммите ООН, который должен был усилить амбиции, но эта физическая встреча была отложена до 2021 года. Виртуальное собрание, организованное в Соединенном Королевстве, едва поддерживало динамику. Очень немногие из участвующих стран выступили с конкретными шагами.
Аналогичная история произошла с международными переговорами по биоразнообразию, которые должны были состояться в Куньмине. Они были перенесены до, как минимум, мая следующего года, и такие упорствующие страны, как Бразилия, были обвинены в том, что они препятствуют прогрессу, задавая вопросы о онлайновых процессах. Как и в случае с климатом, было бы неверно говорить, что этот год был потерян в международном процессе принятия решений, но графики, безусловно, были нарушены, хотя мировые лидеры предупреждают, что время истекает.
Необходимость действий стала более ясной с еще одним годом ужасающих климатических новостей: 2020 год был свидетелем рекордных дымовых шлейфов от лесных пожаров в Австралии, безумно затяжной жары в Сибири, наибольшее количество сильнейших тропических штормов когда-либо зарегистрированных в Атлантике, разрушительные пожары в бразильских водно-болотных угодьях Пантанал, самый высокий уровень наводнений в Восточной Африке, необычайно разрушительные циклоны и тайфуны в Индии, Индонезии и на Филиппинах, самое жаркое лето в северном полушарии в истории и температурные рекорды в Антарктике и Арктике, где формирование зимнего льда откладывалось дольше, чем в любой сезон в эпоху спутников.
В январе и ноябре были зарегистрированы рекордные показатели по температуре планеты, в то время как 2020 год в целом, несомненно, обеспечит самые высокие показатели за последние семь лет с момента начала измерений.
Взаимозависимость многочисленных мировых кризисов также становится все более очевидной. Эпидемиологи и специалисты по охране природы предупреждают, что вспышки заболеваний подобных коронавирусу более вероятны в будущем в результате обезлесения, глобального потепления и обращения человечества с природой.
"Возникновение пандемии - не случайность, поскольку в течение многих лет неоднократно высказывались предупреждения о том, что мы оказываем чрезмерное давление на природный мир с помощью наших разрушительных методов. Потеря среды обитания, интенсивное сельское хозяйство и чрезмерная эксплуатация дикой природы являются ключевыми факторами возникновения новых инфекционных заболеваний, таких как Covid", сказал Пол Де, главный советник по охране дикой природы в ВФП-Великобритании.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш пошел дальше. В своей страстной речи о состоянии планеты в этом месяце он объявил установление мира с природой определяющей задачей XXI века. "Человечество ведет войну с природой. Это самоубийство", - сказал он. "Природа всегда наносит ответный удар - и уже делает это с растущей силой и яростью"
Работа над перемирием будет иметь больше шансов начать в следующем году с новой вакциной, новым президентом в Белом доме, вновь обретенным уважением к науке и новым осознанием того, как быстро могут происходить перемены. Пока не ясно, приведет ли это к трансформативному улучшению состояния системы Земли или мы продолжим идти по краю пропасти.
Перевод Кристины Серебряковой