Знаете, дорогой читатель, иногда нам кажется, что пейзаж — не столько жанр живописи, сколько натуральное «поле боя». Где художник — скорее стратег и тактик, чем творец. А ландшафт — не только источник его вдохновения, но и настоящий визави в игре таланта и ума. Неуступчивый, непредсказуемый, требующий решительного, но вдумчивого подхода.
Чего ждёт зритель, приходящий полюбоваться портретами? — конечно же «попадания в образ». Достоверного отображения физического облика человека, в котором читается его настоящий характер и темперамент. На что рассчитывают любители жанровой живописи? Как минимум — на интересный сюжет. На игру смыслов и настроений, оживляющих остроумную композицию и дающих повод к размышлениям.
А что отличает шедевры реалистичной пейзажной живописи? Секрет их успеха — в сочетании достоверности и атмосферности. В узнаваемости ландшафта, помноженной на «химию» эмоционального взаимодействия со зрителем. Здесь не выйдет сделать ставку на что-то одно. Аудитория требует не только перенести её воображение в реально существующие поля и горы, «отправить на экскурсию» в аутентичные города и веси. Перед ней требуется раскрыть всю полноту и суть их очарования. Иначе хрупкая магия пейзажа перестаёт работать. Разбивается о классическое: «Не верю!» или тонет в равнодушном: «Не зацепило...»
Именно поэтому каждый удавшийся пленэрный пейзаж так похож на выигранную битву.
Взять, к примеру, работы замечательного современного художника Алика Александровича Штылькина. Его живопись — чистая поэзия форм и оттенков. Отдых для уставшего разума, источник душевных сил. Однако, сам процесс создания этих полотен постоянно наталкивает нас на батальные ассоциации.
Сперва, подобно истинному полководцу, наш герой выбирает время и место сражения. То есть подбирает такое освещение и ракурс будущей композиции, в которых нет ничего лишнего. Где все доминанты, все самые «эмоционально заряженные» и эстетически привлекательные объекты находятся «на нужных позициях». Штылькин подолгу ищет угол обзора, с которого будущее «поле сражения» за симпатии зрителя будет смотреться свежо и выразительно.
Далее следует «тактическая расстановка сил». То бишь подбор красок и кистей. От этого этапа зависит диапазон как сугубо визуальных, так и более тонких, «подсознательных» сигналов, исходящих от произведения. Обеспечивается «свобода манёвра» в работе с малыми деталями композиции, вариативность темпа и ритма художественного повествования. Словом — всё то, что обеспечит эмоциональное и смысловое наполнение картины.
Ну а затем наступает момент истины. На холст ложатся первые мазки. Как говорил Наполеон: «Главное — ввязаться в бой, а дальше будет видно». И наш герой поступает именно так. Держа в голове «генеральный план сражения» — то есть общий замысел работы — пишет свои работы решительно и быстро, внося единичные меткие коррективы прямо по ходу «сражения». Философия Алика Штылькина на данном этапе создания картины — следовать идеям, а не геометрии. Писать пейзаж с опорой на самые выразительные элементы, которые сам мастер называет «вспышками». Превращать виды в образы, наделять формы смыслами и ни на секунду не забывать о том, что пейзаж — это история жизни, а не «список объектов».
Именно так он одержал все свои творческие победы. Завоевал любовь зрителей, признание критиков, внимание коллекционеров. Его стараниями пейзажи старинных русских городов продолжают триумфальное шествие по просторам нашей страны, за что мы особенно ему благодарны. Образно говоря, Алик Александрович Штылькин — это «наш личный Кутузов» от мира отечественного пейзажа. Уж если кому-то в наши дни и суждено одержать верх в кампании за сохранение (и бережное переосмысление) отечественных традиций пейзажной живописи — то именно таким мастерам, как он.
🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях и репостами на страницах своих социальных сетей! Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Приглашаем посетить наш сайт!