Найти тему
Языки и истории

Культура и мифы праиндоевропейцев

Лингвистическая палеонтология - это метод воссоздания протокультуры и определения локации древнейшей родины каких-либо народов на основании изучения лексики их праязыка. Словарный состав гипотетического праязыка реконструируется методами компаративной лингвистики на основе словарей всех известных родственных языков, а на основе реконструированной лексики делаются выводы об экологической среде, в которой жили общие предки (климат, ландшафт, фауна и флора), реалиях их быта, культурных контактах с соседями (через слова-заимствования), их богах и мифах. Так что же рассказывает праиндоевропейский язык о своих носителях, и кому они поклонялись?

Основоположником лингвистической палеонтологии считается швейцарский лингвист Адольф Пикте, который в середине XIX века указал на возможность использования материала известных языков индоевропейской семьи для воссоздания полной картины быта и культуры общеиндоевропейского народа-предка и локации места его проживания ("Индоевропейские истоки, или первобытные арии", 1859 г.). В XX веке палеолингвистика раз за разом доказывала свою эффективность в сочетании с изучением археологических, этнографических, исторических, геологических и антропологических материалов, в XXI веке - с методами популяционной генетики, исторической ботаники и зоологии, молекулярной биологии. В качестве понятного примера открытий лингвистической палеонтологии можно привести так называемый "буковый аргумент", позволяющий установить примерную прародину балтов и славян. В праиндоевропейском языке есть слово *bʰeh₂ĝos, обозначающее бук. При этом известно, что славянское *bukъ было заимствовано из прагерманского bōkaz, а *bʰeh₂ĝos эволюционировало в бузину. Следовательно, на прародине славян буки не росли, но росла бузина, на которую было перенесено название бука, т.е. ее можно локализовать по северо-восточному ареалу бука в Европе (территории современных Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины).

Реконструкция словаря гипотетического праиндоевропейского языка стала возможной благодаря труду выдающихся лингвистов XIX-XX веков, таких как Ф. Бопп, А. Кун, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, А. Фик, О. Шрадер, Г. Пауль, Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист, В.М. Иллич-Свитыч, Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов, Ю. Покорный и мн. др. По разным оценкам, праиндоевропейцы использовали от 20 до 40 тыс. слов, из которых на данный момент реконструировано около 1700 корней. Предполагается, что праиндоевропейский язык (Proto-Indo-European, PIE) должен был существовать в период до 5000-4000 лет до н.э., после чего он начинает распадаться на диалекты и далее на отдельные языковые группы. Данный период совпадает с существованием хвалынской культуры (5000-4000 лет до н.э.), которая к 3600 лет до н.э. эволюционирует в ямную культуру. Поскольку совпадают не только временные рамки, но и другие параметры, именно представителей хвалынской культуры и впоследствии ямной можно считать наиболее вероятными кандидатами в праиндоевропейцев и первыми носителями PIE.

Праиндоевропейский словарь свидетельствует, что его носители жили в умеренной зоне, но с резко континентальным климатом - холодными зимами и теплым летом. Им была знакома как горная местность, так равнина, покрытая лиственными и хвойными лесами, реки и болота. Также им хорошо была известна специфика степей и степного образа жизни.

(Везде далее: праиндоевропейские корни (не полные слова) в упрощенном написании из "Праиндоевропейский этимологический словарь" С.А. Старостина (2005), отмечены * как реконструированные).

Экономический уклад жизни носителей PIE имеет смешанный скотоводческо-земледельческий характер, но большой объем скотоводческой терминологии говорит о доминировании именно этой отрасли, тогда как возделывание земли выполняет вспомогательную роль. Активно практикуется отгонное мясо-молочное скотоводство, имеет место культ лошади / коня (*éḱw-) и быка (*pors-, *tauro- = заимствование). Лошадей и волов (*uks-) впрягали в повозки (*weǵʰn-), на лошадях, возможно, ездили верхом (*reidh-). По рекам (*ap-), озерам (*ag'her-) и болотистой местности (*mar-) перемещались на лодках (*Aldh-, *dul-). Среди домашних животных фигурируют корова (*gʷow-), овца (*ówi-), коза (*ghaid-), свинья (*suH-), собака (*ḱwṓn-), кошка (*katt- = заимствование). Носители PIE владели совершенными методами обработки продуктов животноводства: шкур и овечьей шерсти, молока. В основное меню входили: мясо (*mēms-), рыба (*peisk-), соль (*sal-), молоко (*melǵ-,*galag-) и продукты из него (*ghert-, *kwāts-, *kūts- и др.), мёд (*melit) и алкогольный напиток из него (*medʰu), пиво (*alut-), яблоки (*abl-), ягоды (*māl-), орехи (*(a)rewus-) и жёлуди (*gʷela-).

Земледелие PIE культуры достигло высокого уровня, совершился переход от мотыжного (мотыга - *mat-) к ранней форме пашенного земледелия с применением сохи (*k'ak-), которую тянула пара волов. Праиндоевропейцы выращивали ячмень (*albhi-t-), пшеницу (*puhr-), лён (*līn-), урожай собирали серпами (*kerw-,*sar-). Зерно мололи зернотерками и жерновами (*gwéri-), пекли хлеб (*dhōn- = заимствование, *pen-). Из садовых культур были известны яблоки, вишни (*kermus-) и виноград (*māl-), практиковалось пчеловодство. Глиняная посуда отличалась разнообразием (*amb-, *aukʷ-, *kap- и др. слова), использовались металлические изделия из меди (*mēid(h)-), бронзы (*ghelǝk'-), олова (*Alǝw-), серебра (*arg'-) и золота (*awǝs-,*g'helt-). Праиндоевропейцы по-прежнему занимались охотой, в качестве охотничьего и боевого оружия применялись топор (*adh[e]s-, *agʷes-), лук и стрелы (*arkʷ- и *isu-), копье (*k'eru-, *g'hais-), нож или кинжал (*dhalk-), возможно, щит (*(s)keit-). Из диких животных носителям PIE были известны волк (*wail-), лиса (*lōp-), медведь (*bher-), лось (*alk'-), кабан (*aper-), олени и косули (*ein- и *lān-), рысь (*luḱ-), бобр (*bʰébʰr-), выдра (*udr-),заяц (*k'ek'-), белка (*bhel-), мышь (*mūs-), а также разнообразные птицы - лебедь (*Albhe(n)d-), гусь (*ghans-), утка (*nāt-), дикий голубь (*golp-, *kolomb-), ласточка (*ghel-), кукушка (*kouk-), воробей (*spar(w)-), сова (*(ul)uw-), ворона (*krawǝk-, *krōk-) и др.

Важным элементом индоевропейской мифологии является мировое дерево. Образ "древа жизни" как центра мироздания и связующего звена между подземным, наземным и небесным мирами является очень древним и универсальным, но полноценно представлен именно в индоевропейских культурах, тем самым подтверждая, что родина праиндоевропейцев была достаточно лесистым регионом. Из деревьев носители PIE знали берёзу (*bherǝg'-), клён (*aker-,*klen-), ольху (*elus-), иву (*weit-), осину (*ap[u]s-), сосну (*k'esn-) и многие другие виды. По-видимому, особенно почитались дуб (*grabʰ- и др.), ясень (*ōs-), тис (*eiw-, *taks-) и яблоня (*abl-), которые сохранили свой священный статус в поздних европейских мифологических системах.

Общественный строй праиндоевропейцев, обусловленный значительной ролью скотоводства, характеризировался патриархальностью и воинственностью. В семье и роде доминировали мужчины (ср. пра-инд. *pot- (хозяин) и рус. господин, пра-инд. *pter- (отец) и лат. patricius), собственность принадлежала семье и передавалась по мужской линии. В сложной и развитой системе наименований степеней родства PIE бедно представлены термины, называющие родственников со стороны жены, поэтому можно предположить, что практиковалось похищение невест, женщины уходили жить в семью мужа и становились частью его рода.

Высокая милитаризация праиндоевропейцев объясняется потребностью в охране собственных стад от возможного похищения, постоянными конфликтами за пастбища с "чужаками" (ср. праинд.*wergh- (враг / пленник) и рус. враг, др.-герм. wargaz (злодей, преступник, душитель)). Общество делилось на три страты (касты): военную аристократию во главе с вождем (*reg'-), жрецов (*bhlag'h-m-en-) и простых общинников (пастухов, земледельцев, рядовых воинов). Важными "простыми" профессиями были пастух / сторож скота (*bhulak-) и кузнец (*dhabhr-). Своеобразие духовного мира состояло в сакрализации войны, верховного бога-воина (*perkʷun-). Носители PIE поклонялись оружию, огню (*Ang-; *ong-n-) и солнцу-колесу, символом которого была свастика, верили в существование злых природных духов (ср. праинд. *g'heis- (дрожать от страха) и англ. ghost (призрак, дух), праинд. *mor- (злой дух женского пола) и рус. кикимора).

Так называемые уранический бог - верховное божество, олицетворяющее Небо и являющееся, как шумерский Ану, прародителем других богов и создателем мира - обнаруживаются исследователями у всех народов и племен, включая древнейшие цивилизации и примитивные сообщества ХХ века. Этот факт не означает, что все существующие мифологические системы связаны друг с другом. Наличие небесного бога-творца в каждой из них подчеркивает универсальность человеческой природы, которой свойственно таким образом воспринимать мир - делить реальность на "профанную" и "сакральную" (трансцендентную, принципиально непознаваемую и недоступную пониманию, но проявляющую себя в различных явлениях жизни) и ощущать присутствие нематериального разума (бога).

(Везде далее: реконструкция праиндоевропейских мифов методами компаративной лингвистики и сравнительной мифологии, работы Я. Пухвела, Б. Ликольна и Д. Энтони)

В лесостепной зоне и степях, где жили и трудились праиндоевропейцы, бескрайнее небо (*dAngh-) у них над головой было самым примечательным и красивым объектом. Главная фигура праиндоевропейского пантеона - Небесный отец (*deiws pter), символизирующий яркое дневное небо (ср. праинд. *deiw-, *dyew- (бог / небо) и лат. deus (бог), инд. deva (бог, божество)). Солнце (*sāw-el- /*sūl-) и луна (*mēns-) - его создания, "дочери", которые по очереди совершают путешествие по небу. Еще одна дочь - богиня зари (*éws-). Также у него есть два сына-близнеца, которые в акте жертвоприношения создают землю, первых людей и загробный мир. Небесный отец, в свою очередь, создал скот и подарил его людям, поэтому его нужно почитать, совершая благодарственные жертвы. Его супруга - богиня Земли (*dǵʰōm métēr) - "беременеет" от проливающегося на нее дождя и "рождает" хороший урожай. Интересно, что в праиндоевропейском пантеоне также присутствует второй небесный бог - бог облачного, грозового неба (ср. праинд. *nebh- (облако / облачное небо) и рус. небо, лат. nubes (облако, туча)). Этот бог-громовержец (*perkʷun-) воплощает в себе воина, разящего врагов своим каменным молотом-молнией (ср. праинд. *malt- (молния / молот) и лат. malleus (молот), нем. mahlen (молотить), др.-исл. Mjöllnir (Мьёлльнир, "сокрушитель")).

Небесный отец - олицетворение патриархального общества и власти аристократической касты. Он установил общественный порядок и власть вождей, подарил людям законы, охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев, ему повинуются другие боги и божества (*Ans-, ср. с санскр. asura (полубог, демон, великан), др.-исл. æsir (асы)). Жреческой касте соответствуют боги-близнецы (*yem-), так как именно они совершают первый акт жертвоприношения в ходе сотворения мира. Отметим, что братья не являются антагонистами, как в некоторых других "близнечных мифах".

Космогонический миф праиндоевропейцев рассказывает о том, что в начале времени в макрокосме существовали два брата - *Manu (первочеловек) и *Yemo (близнец, ср. с др.-ирл. emuin, греч. dídymos, лат. Remus (Рэм)). По одной версии, братья договорились принести в жертву небесную корову, которая их кормила. По другой версии Ману, первый жрец, приносит в жертву Йемо, при этом Йемо превращается в царя Мира мёртвых, так как он первый, кто умирает и отправляется в загробный мир. Трио богов (Небесный отец и Близнецы или Небесный отец, Ману и Бог грома) используют тело коровы (или Йемо), чтобы создать мир. Плоть жертвы становится землей, шерсть / волосы - растительностью, кости - горной породой, глаза - солнцем и луной, кровь - водой, дыхание - ветром, череп - небесным сводом. Процесс создания мира, таким образом, понимался носителями PIE как ритуал принесения священной жертвы, который проводит первый жрец. Дальнейшие жертвоприношения, совершаемые людьми, есть оплата долга богам, которым каждый человек обременен по факту рождения, а также средство восстановления космического баланса - они запускают в действие силы, обеспечивающие бесперебойную смену времен года, рождение детей, созревание хорошего урожая и т.д.

Миф о похищении скота и культурный герой. Однажды Небесный отец посылает скот в качестве божественного дара "третьему" (в третьем поколении? третьему сыну?) человеку по имени Трито (*Trito, от праинд. *treyes - три). Трито очень рад подарку, но коров крадет многоглавый змей (ср. праинд. *g'(h)em- / *g'(h)mēy- (змея, жаба, червь) и рус. змей) по имени Нгви (*Ngʷhi, отрицание, "анти-/не-" что-то, ср. отрицательные частицы *nē, *ney). "Третий" не может справиться с врагом, поэтому призывает на помощь Бога грома (*perkʷun-). Они вместе отправляются в горную пещеру, где им удается победить страшное чудовище - Громовержец наносит решающий удар своим каменным молотом. Трито возвращает похищенный скот своему племени и просит, чтобы жрец принес животных в жертву богам. Таким образом пастух Трито становится первым воином, а его героический поступок - первым вкладом в вечный цикл взаимных даров между смертными и богами. Бог-громовержец в этой схеме проявляет себя как покровитель простых воинов и защитник людей от враждебных сил тьмы.

Тема кражи скота - общий мотив, встречающийся во всех культурных сообществах, занимающихся его разведением, но у индоевропейских народов она особо популярна. История о Трито, по-видимому, служила моральным оправданием практики набегов первых индоевропейских народов на своих соседей - Трито забирает скот, чтобы принести его в жертву "правильным" богам. У мифа о Трито есть и другие грани. Это также история о: 1) космическом конфликте добра в лице культурного героя со злом в облике демонического существа (ср. праинд. *drak- (злой дух / призрак) и др.-греч. drắkōn (змей, дракон)), 2) о мужском товариществе, 3) о вражде индоевропейцев с неиндоевропейскими народами - многоголовый монстр символизирует собой враждебных аборигенов, похищающих имущество индоевропейского племени.

История о Трито подчеркивает важность принесения ритуальных жертв. Иерархия жертвенных животных в PIE культуре соответствует делению общества на три касты и имущественному расслоению между ними. Самые "престижные" подношения богам - это конь, бык и человеческая жертва. Бык и конь являются символами верховной власти, они ассоциируются с аристократической кастой и с самими богами. Животными "низшей" касты являлись козы и свиньи. Позиция барана / овцы в этой системе не совсем ясна, но это животное могло являться символом жреческой касты. Среди диких животных сакральный статус имел волк (возможно, тотемное животное молодых воинов), а также хищные птицы (орел, сокол, ястреб).

Описанные культурные и религиозные практики соответствуют гипотетической праиндоевропейской культуре, сложившейся и существовавшей в период примерно с 6000 до 4500 лет до н.э., и удивительно, что археология, лингвистическая палеонтология и компаративная мифология позволяют нам заглянуть так далеко в прошлое. В следующей статье мы посмотрим, как далеко в прошлое индоевропейцев можно заглянуть с помощью палео- и популяционной генетики.

Следующую часть см. здесь: От а до b: генетические данные об индоевропейцах

и здесь: Охота на солнечного оленя и загробная собака: древнейшие мифы европейцев

Автор: А. Иванова, лингвист, преподаватель

#европа #история #древний мир #древние люди #индоевропейцы #праиндоевропейский язык #мифология