Достаточно взглянуть на звездное небо, чтобы увидеть на нем образы из самых древних из известных нам (восстановленных методами сравнительной мифологии и лингвистики с привлечением данных палеогенетики) мифов древнейшего населения Европы. Кроме того, эти истории позволят нам больше узнать о мире древних северных евразийцев - далеких палеолитических предков современных народов, говорящих на индоевропейских языках.
Миф о загробной собаке
В момент смерти тело человека оставляет дух или душа - не та энергия, что наполняла его жизнью, а душа-призрак, которая несет в себе личность умершего. Первым делом она собирает "души" положенных в могилу вещей и запасов еды, а потом отправляется на запад. Запад - это там, где солнце уходит под землю в конце своего пути через небесный свод. Это место, где дневной свет становится мраком ночи, а жизнь переходит в смерть. Из мира живых в загробное царство нужно идти по дороге мертвых, похожей на Млечный Путь на ночном небе. Там, в конце дороги, душа найдет врата в Другой мир, но попасть туда нелегко. В пути ее ждет множество препятствий, и в какой-то момент она окажется у бурной реки, которую невозможно переплыть, и только упавшее дерево соединяет два берега. Мост охраняет огромная злая собака с окровавленной мордой, с которой душа должна справиться, прежде чем сможет пройти по бревну. Это решающее испытание: непрошедший его навечно останется у реки, как в чистилище - не живой и не мертвый, потерянный для обоих миров. Но тот, кого собака пропустит, станет обитателем Царства мертвых. Живущие там слышат, как взывают к ним их родные и соплеменники, получают их жертвы и помогают им. Пройдет время, и каждый из них снова вернется в мир живых - родится своим потомком, чтобы продолжался бесконечный круговорот жизни. Главное - пройти мимо собаки, и для этого нужно либо хорошее оружие и твердая рука, либо еда, перед которой жадный зверь не сможет устоять.
Это обобщенная и сокращенная версия мифа о смерти как путешествии по Дороге мертвых и встрече с загробной собакой, распространенного у европейцев, народов Сибири, а также североамериканских и южноамериканских индейцев. Разница только в деталях - в одних версиях собака одна, в других их две, а где-то на души, идущие по мосту, нападают целых четыре собаки. Например, в начале пути нужно накормить одну собаку, а в конце - другую, и если еды не хватит для обеих собак, то душа навечно застрянет между ними, поэтому в могилу усопшему нужно положить побольше запасов. Если собака одна, то у нее либо несколько голов, либо больше одной пары глаз. Вариантов и вариаций бесконечно много.
Связь собаки с загробным миром как общая тема в мифотворчестве коренного населения Нового Света и значительной части Старого Света выводится из ряда совпадений в мифах разных больших и малых народов, включая следующие:
1. В мире мертвых или на пути к нему есть водоем, чаще всего пугающего вида река (река слез, река крови и т.д.).
2. Собака помогает душе достичь мира мертвых или облегчает существование в нем, например, перевозит умершего через реку.
3. Собака является бдительным стражем, хозяином или обитателем загробного мира, загробный мир может называться "страна собак".
4. Чтобы собака пропустила умершего или помогла ему, он должен задобрить ее специальной едой или иметь при себе оружие, чтобы от нее отбиться, также желательно хорошо относиться к собакам при жизни.
5. Загробная собака находится на Млечном Пути и ассоциируется с ним, Млечный Путь - дорога мертвых или "собачья тропа".
(см. подробнее в Березкин Ю. Е. Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни // Антропологический форум. 2005. №2. С. 174-211).
Истоки мифа о загробной собаке можно проследить вглубь тысячелетий - вероятно, этой истории не меньше 15 000 лет. Совпадения между представлениями американских индейцев и жителей Евразии говорит о том, что миф возник у некоторой общей для них праобщности до того, как эти люди перешли через Берингов пролив (15-14 000 лет назад) и позже одомашнивания собаки. Домашняя собака (Canis familiaris) происходит от волка (Canis lupus), расхождение волка и собаки как видов датируется приблизительно 20-15 000 л. н., т. е. идет речь об одомашнивании волка и постепенном превращении его путем направленного отбора в собаку. Датировки появления самых первых домашних или находящихся в процессе одомашнивания собак (погребения умерших собак, не только кости употребленных в пищу) в различных регионах Европы и Азии дают относительно небольшой разброс (15-11 000 л. н.) и хронологически совпадают с периодом начального заселения американского континента. Возможно, это не случайность - собаки не только помогали на охоте, но использовались как первый транспорт (тащили волокуши) и запас живого мяса для путешественников в неизведанные земли.
Общим для европейцев и коренных американцев предком являются древние северные евразийцы (ANE). Предки ANE выделились из общей волны западных (европейских) кроманьонцев примерно 35 000 л. н., вероятно, уже в Европе (ассоциация с верхнепалеолитическими стоянками Костенки-14 и Сунгирь) или по пути в нее. Добравшись в северо-восточную часть Сибири северным маршрутом, пришельцы-кроманьонцы смешиваются там с местным населением - восточными (азиатскими) кроманьонцами типа ANS (Ancient North Siberians, древние северные сибиряки), о которых известно по артефактам Янской стоянки (32 000 л. н., Якутия). Появление ANE - результат смешения и культурного взаимовлияния двух групп (по разным данным, от 30 до 50% генов азиатских кроманьонцев и от 70 до 50% генов европейских кроманьонцев). Ближе к концу ледникового максимума (25-20 000 л. н.) часть ANE смешивается с палеосибиряками (APS - Ancient Paleo-Siberians), дав тем самым начало древним берингийцам - предкам американских индейцев. Позже (15-10 000 л. н.) ANE мигрируют на Запад, где смешиваются с западноевропейскими охотниками-собирателями WHG и превращаются в EHG - восточноевропейских охотников-собирателей.
О быте древних северных евразийцев ANE известно по двум археологическим стоянкам - Мальта (23 000 л. н., Иркутская обл.) и Афонтова гора (17-15 000 л. н., у г. Красноярск на берегу Енисея). По анализу аутосомных ДНК-маркеров образцы человеческих останков с этих стоянок имеют общее происхождение и представляют собой "нечто промежуточное между современными европейцами и коренными американцами, но отличаются от базального населения восточной Азии" (Raghavan, Maanasa, 2014). Средой обитания для ANE были просторные степи, по которым гуляли разнообразные представители мегафауны палеолита, а основным объектом охоты - шерстистый мамонт. Жилища на стоянке Мальта представляли собой полуземлянки со стенами из костей мамонта и крышей из оленьих рогов, покрытых шкурами. Основные произведения искусства представлены фигурками птиц (лебедей, гусей и уток) и палеолитическими венерами, вырезанными из кости мамонта или оленьих рогов, а также изображениями животных и простых орнаментов на табличках из бивня мамонта. Мальтийские венеры - единственные подобные находки за пределами Европы - представлены в двух вариантах: полные обнаженные женщины с преувеличенными формами (символы плодородия) и женщины с тонкими, изящными формами, на которых имеются насечки, обозначающие одежду (возможно, куклы-духи - символы умерших). В отличие от европейских, у венер ANE прорисованы лица. В целом находки материальной культуры позволяют предположить, что у ANE был развит шаманизм и разнообразные ритуалы, включая проводы покойного в Загробный мир.
Археологические исследования на Афонтовой горе начались в 1884 году, и более чем за 100 лет из земли удалось извлечь тысячи артефактов - каменных орудий и ископаемых костей человека и животных. Обитатели палеолитической стоянки Афонтова гора II охотились на шерстистого мамонта, песца, полярного зайца, северного оленя, бизона и дикую лошадь. Фенотипический анализ женских останков со стоянки Афонтова гора III позволил обнаружить аллели, ассоциирующиеся со светлыми волосами - это самый ранний случай обнаружения таких аллелей (другие случаи - останки индивидов EHG с датировкой 10 000 л. н.). Таким образом, можно предположить, что гены светловолосости появились у ANE раньше, чем они вернулись на европейскую часть континента (18-17 000 л. н.).
Хотя сейчас основные районы проживания ANE трудно назвать крайним севером, 20 000 лет назад эти люди жили в суровых условиях, близких к арктическим, буквально на краю ледника. Возвращение ANE в Европу и превращение в EHG в мезолите могло быть связано с окончанием Максимума последнего оледенения и изменением климатических условий - крупные животные, включая необходимых ANE мамонтов, вымирают или мигрируют вслед за отступающей толщей льда, вынуждая охотников покидать привычные им места обитания и искать лучшей доли в далеких краях. В коллективной памяти EHG и их потомков остаются представления о холодных северных землях (у ахейцев - Гиперборее), откуда когда-то пришли их предки, но, вопреки Арктической гипотезе, древние северные евразийцы никогда не жили выше 57-й параллели северной широты.
Миф о космической погоне
Однажды утром охотник отправляется в лес, прихватив с собой копье и горшок для приготовления пищи. Он не ел уже несколько дней и очень голоден. Он осторожно идет по тропке у подножья горы, когда видит большой ручей, а у него - оленя, пришедшего на водопой. Убедившись, что перед ним олениха, охотник решает напасть на нее. Он крадется все ближе и ближе и бросает в зверя копье, но чуткая олениха услышала его шаги. Перепуганная, она бросается бежать, прямо в горы, и прыжками взбирается так высоко, что солнце застревает у нее в рогах. Еще больше испугавшись, она мчится по вершинам гор, так быстро, как только может, и уносит солнце с собой, а вместе с ним - дневной свет. Охотник хватает копье и бросается в отчаянную погоню. Дни становятся все короче. Охотник понимает, что во что бы то ни стало должен остановить зверя, иначе солнце исчезнет навсегда и наступит бесконечная ночь. Наконец он догоняет олениху и снова бросает в нее копье. Чтобы уклониться от копья, олениха прыгает вверх - солнце отцепляется от ее рогов и скатывается за вершины гор, наступает ночь. В этот раз копье пронзило несчастное животное. Олениха падает на землю в смертельной агонии, но магия солнца превращает ее в россыпь звезд на ночном небе. В звезды превращается и охотник, прямо как есть - с горшком, привязанным к поясу, и копьем в руке. Весь год звездный Охотник преследует звездного Оленя по ночному небу, пока поздней осенью убитый олень не упадет на землю. Но перед смертью олениха успела родить олененка. И вот новый звездный Олень взовьется в прыжке над горами, а в небе снова появится солнце и дни начнут становиться длиннее. Небесная охота продолжается.
Одним из самых древних мифов, реконструированных на сегодняшний момент антропологами и лингвистами, является миф о космической охоте (Cosmic Hunt Myth), объединяющий семейство родственных мифов, распространенных в культурах Северной Евразии и Америки. Хотя детали разнятся, основной сюжет - это история о крупном животном, за которым гонятся охотники, животное получает ранение и превращается в созвездие Большой Медведицы. Животное-жертва (олень / лось или медведь) представлено четырьмя звездами ковша, охотники - три звезды ручки Большой Медведицы. Иногда охотник один, а две другие звезды - горшок для приготовления еды (тусклая звезда на изломе ручки) и охотничья собака. Преследовать оленя в качестве охотника может также медведь (или медведица с двумя медвежатами).
(см. подробнее в Ковтун И. В. Происхождение североазиатского мифа о космической погоне // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2021. №14. С. 11-46).
Возраст мифа о космической охоте примерно совпадает с датировками мифа о загробной собаке и составляет 15 000 лет при условии, что в Северную Америку его принесли прямые потомки ANE - древние берингийцы. Некоторые исследователи считают, что мифу около 7-10 000 лет, в таком случае к американским индейцам он перешел через палеосибиряков (следующие волны миграции через Берингов пролив). Хотя, возможно, сюжет значительно древнее. В европейских широтах созвездие Большой Медведицы является незаходящим, т.е. никогда не опускается ниже линии горизонта. Но в некоторых версиях мифа смертельно раненый олень или лось прячется в реке. В северных тропиках (на данной широте находится Левант) Большая Медведица опускается за горизонт, а осенью совсем не видна. Поэтому есть вероятность, что история появилась еще до прихода кроманьонцев в Европу, т. е. более 40 000 лет назад. Живучесть мифологемы легко объяснить образом жизни Homo Sapience - до эпохи неолита и одомашнивания скота выживание племени полностью зависело от удачливости и обученности охотников.
В настоящее время мы не располагаем сколько-нибудь достаточными данными, чтобы полностью воссоздать мифологические сюжеты времен палеолита и смыслы, закладываемые в них рассказчиками. На основании сопоставления отдельных мотивов, сюжетов и образов первобытной символики исследователи пытаются гипотетически реконструировать некоторые элементы комплекса древнейших представлений, связанных с происхождением и структурой вселенной, вопросами жизни и смерти, бытом древних людей, в том числе наших непосредственных "языковых" предков - праиндоевропейцев. Драматизм и детали историй о космической погоне и путешествии в Загробный мир давно потерялись в веках, но, глядя на звездное небо, мы все еще можем представить себе, о чем думали люди палеолита и какие аспекты их жизни имели для них наибольшее значение.
Автор: А. Иванова, преподаватель, лингвист
#европа #Сибирь #древние люди #история древнего мира