Найти тему
Море, люди, корабли.

Авианосец Японского императорского флота "Кага"

Тяжелый авианосец японского императорского флота "Кага", как и многие крупные боевые корабли того времени, был пострадавшим от международного договора о ограничении развития военно-морских сил, от 1922 года. До его подписания он должен был стать одним из быстроходных линкоров типа "Тоса", но успел стать только сформированным корпусом, с некоторыми внутренностями, когда встал вопрос о его разборке из-за подписанного договора. По началу кандидатами на переделку в авианосцы командование японского флота выбрало два корпуса недостроенных линейных крейсеров, но один из них, а именно "Амаги", серьезно испортило землетрясение 1923 года. Именно это происшествие и спасло будущий "Кага", подлежавший неминуемой разделке, второй авианосец было решено делать из него, с сохранением изначального имени.

В первом своем воплощении "Кага", как и его напарник "Акаги" был авианосцем первого поколения, сформировавшегося под британским влиянием, от их авианосцев "Фюриес" и "Аргус". Характерная черта первого поколения это три взлетных палубы в носовой оконечности.

Вид трех взлетных палуб, фото из свободных
Вид трех взлетных палуб, фото из свободных

По задумке с самой нижней палубы стартовали торпедоносцы, средняя использовалась для быстрого старта истребителей, ну а самая большая верхняя, использовалась для запуска и посадки всех типов самолетов.

"Кага" в изначальном виде, фото из свободных
"Кага" в изначальном виде, фото из свободных

Хотелось бы отметить, что внешний вид, так сказать, не совсем прекрасен. Вообще с эстетикой у первых авианосцев так себе. Проблема с отводом дыма была решена японцами созданием огромного дымоотвода направленного вниз.

Бурное развитие авиации к началу 30-х годов двадцатого века, изменило требования к авианосцам. Новые образцы палубных самолетов требовали одной сплошной взлетной палубы. Увидев как это решили американцы, на своих авианосцах типа "Лексингтон", японцы решили срочно прокачать два своих тяжелых авианосца с первого поколения до второго. Американцы изначально построили свои авианосцы с одной большой взлетной палубой, кстати, как и японские коллеги оба американских авианосца были переделками из недостроенных линейных крейсеров.

Для достижения требуемых результатов, японцам пришлось удлинить кормовую оконечность у "Кага" и смонтировать единую взлетную палубу. Раз уж корабль попал на завод было решено частично обновить главную энергетическую установку. Пересмотрели и переделали систему ПВО убрав в конце концов башни и перенеся главные калибр на бортовые спонсонные площадки. Большая парусность переделанных подпалубных помещений, при не самой хорошей остойчивости, вызывала серьезные опасения. Проблему решили интегрировав в корпус бортовые були, остойчивость пришла в норму. Первая модернизация не решила всех проблем и за ней последовала вторая, начатая в 1934 году. Силовая установка, по окончании модернизации, состояла из четырех турбинных групп, работавших каждая на свой гребной вал, суммарно мощность составляла 127 тысяч лошадиных сил и позволяла давать 28 узлов на максимуме, однако есть информация, что сильно воодушевленная командованием, силовая установка "Каги" пару раз выдавала под 31 узел. Тяжелый авианосец "Кага" был готов к 1936 году.

Вид сбоку, год эдак на 1938, картинка из свободных.
Вид сбоку, год эдак на 1938, картинка из свободных.

Длина наибольшая составила 248 метров, ширина 32 с половиной. Высота надводного борта пятнадцать с половиной метров. Надпалубная надстройка в четыре яруса располагалась по правому борту, когда "Кага" принимал штаб места было очень мало.

Вариант исполнения мостика авианосца "Кага", фото из свободных
Вариант исполнения мостика авианосца "Кага", фото из свободных

Для подъема самолетов на летную палубу из ангаров было оборудовано три лифта, или подъемника.

Расположение лифтов, или подъемников, картинка из свободных.
Расположение лифтов, или подъемников, картинка из свободных.

На 1941 год, авиационная группа авианосца состояла из 18 истребителей, 27 торпедоносцев и 27 пикирующих бомбардировщиков, всего 81 самолет.

Звездным часом для авианосца стало нападение на американскую базу тихоокеанского флота Перл Харбор, 7 декабря 1941 года. В операции "Гавайи" кроме "Кага" участвовали все пять крупных авианосцев Японского флота. Но полученное преимущество длилось для Японского императорского флота не долго, как и надводная жизнь второго по счету ее крупного авианосца. Четыре бомбы американских пикирующих бомбардировщиков, обрекли "Кага" на гибель, в знаменательном сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года.

Корпус "Кага" нашли 18 октября 2019, лежащим на глубине в пять километров четыреста метров на ровном киле, не далеко от места потопления.