Найти тему

Норвегия планирует начать глубоководную добычу металлов

Оглавление

Запасы нефти и газа Норвегии сделали ее одной из самых богатых стран мира, но теперь ресурсы углеводородов почти исчерпаны.

Теперь в Осло решили играть ведущую роль в добыче меди, цинка и других металлов, найденных на морском. Тем более, что эти металлы пользуются большим спросом в зеленых технологиях.

Норвегия может выдавать лицензии для глубоководной добычи уже с 2023 года. Об этом сообщает Reuters, со ссылкой на Министерство нефти и энергетики.

Это, потенциально, поставит Норвегию в число первых стран, которые будут добывать с морского дна металлы, необходимые для батарей электромобилей, ветряных турбин и солнечных электростанций.

Одновременно, это может выдвинуть норвежцев на передовую в спорах об экологических рисках, связанных с эксплуатацией неисследованных морских глубин.

Во вторник Норвегия объявила, что начинает подготовку к исследованию воздействия на окружающую среду, которое может оказать открытие участков разведки и добычи полезных ископаемых на морском дне.

Этот шаг не является чем то спонтанным или неожиданным. Он последовал вслед за тремя годами экспедиций, в ходе которых Норвегия обнаружила глубоководные месторождения меди, цинка, кобальта, золота и серебра.

По оценкам исследователей Норвежского университета науки и техники (NTNU), на норвежском континентальном шельфе может быть добыто до 21,7 миллиона тонн меди – больше, чем все мировое производство меди в 2019 году, – и 22,7 миллиона тонн цинка.

Однако средние оценки гораздо скромнее - 6,9 млн и 7,1 млн тонн соответственно.

Доцент NTNU Стейнар Лоэв Эллефмо:

Добыча меди на территории норвежской юрисдикции (дно моря), скроее всего, никогда не заменит добычу на суше, но ...она может стать важным вкладом в удовлетворение будущего глобального спроса.
Помимо этого, глубоководная добыча может также изменить геополитический климат.

Металлы были обнаружены в полиметаллических сульфидах, или “черных курильщиках”, которые образуются, когда морская вода достигает магмы, нагревается и возвращается обратно на морское дно, неся растворенные металлы и серу.

Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидротермальные_источники_срединно-океанических_хребтов#/media/Файл:Blacksmoker_in_Atlantic_Ocean.jpg
Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидротермальные_источники_срединно-океанических_хребтов#/media/Файл:Blacksmoker_in_Atlantic_Ocean.jpg

Экспедиции также обнаружили высокую концентрацию лития и редкоземельного металла скандия, используемого в электронике и сплавах.

Норвегия нанесла на карту эти отложения вдоль Срединно-Атлантического хребта между островом Ян-Майен и архипелагом Шпицберген в Норвежском море на расстоянии 700 километров (435 миль) от берега.

Сроки начала добычи

После завершения работы правительство планирует провести общественные консультации по оценке воздействия на окружающую среду и предложению об открытии районов для разведки и добычи к концу 2022 года, а затем провести дебаты и голосование в парламенте (второй квартал 2023 года).

Если парламент примет положительное решение, лицензии на разведку могут быть выданы, возможно, уже во второй половине 2023 года или в 2024 году”, - говорится в сообщении министерства нефти и энергетики.

Япония имеет аналогичные планы, но ее проекты, совместно с частными компаниями, как ожидается, начнутся не раньше чем в период между 2026 и 2028 годами. Об этом агентству Reuters сообщил представитель Японского агентства природных ресурсов и энергетики.

Как сказал чиновник, сроки будут зависеть от цен на металлы и снижения затрат на глубоководную добычу.

Международный орган Организации Объединенных Наций по морскому дну (ISA), который регулирует деятельность по добыче полезных ископаемых на морском дне в международных водах, уже одобрил 30 китайских контрактов на разведку.

Базирующаяся на Ямайке ISA была вынуждена отложить планы по утверждению правил добычи глубоководных полезных ископаемых до 2021 года из-за пандемии covid-19.

Однако, Норвегия может и не должна ждать, поскольку ее ресурсы находятся не в международных водах.

Экологические проблемы

Хотя спрос на найденные металлы испытывают в основном производства связанные с "зелеными" технологиями, разведка морского дна сама по себе создаёт экологические проблемы.

Защитники окружающей среды призвали ввести мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых до тех пор, пока не будет известно больше о видах животных и растений, обитающих на морском дне, и о потенциальном воздействии на них. Гринпис в своем недавнем докладе и вовсе призвал к постоянному запрету.

"Необходимы более глубокие знания о воздействии на окружающую среду, а также возможностях смягчить его до приемлемого уровня, прежде чем мы сможем быть уверены в том, что промышленная добыча полезных ископаемых на глубоком морском дне принесёт глобальную выгоду”, - говорится в экспертном докладе, опубликованном в прошлом месяце по заказу Группы экспертов по океану.

Мы не говорим полного и окончательного “нет” добыче полезных ископаемых на морском дне, но мы знаем, что она может оказать очень существенное влияние на среду обитания на морском дне, больше, чем добыча нефти и газа”, - заявил Питер Хауган (Peter Haugan), профессор Бергенского университета и один из соавторов доклада.

Уход Норвегии от нефти

В то время как нефть и газ сделали Норвегию богатой, страна с населением 5,4 миллиона человек стремится найти альтернативы, и постепенно заменить свою одну из своих основных отраслей, на другую - более "зеленую".

Как подсчитала базирующаяся в Осло консалтинговая компания Rystad Energy - глубоководная добыча полезных ископаемых может принести Норвегии до 20 миллиардов долларов годового дохода к 2050 году – по сравнению с примерно 61 миллиардом долларов от нефти и газа в 2019 году - и создать около 20 000 рабочих мест.

Компания Nordic Mining заявила, что будет претендовать на лицензии на разведку.

Но другие крупные компании, такие как энергетическая Equinor и ориентированная на нефть инвестиционная группа Aker, еще не решили, будут ли они участвовать.

Мировой опыт

Государственная корпорация Japan Oil, Gas and Metals National Corp (JOGMEC) успешно провела первое в мире глубоководное испытание, связанное с добычей и поднятием полезных ископаемых на поверхность у берегов Японии в 2017 году.

Это звучит фантастически - начинать добычу полезных ископаемых настолько глубоко, но вспомните, чего добилась нефтегазовая промышленность за последние 50 лет...”,-сказал Уолтер Соннес, исполнительный директор стартапа LOKE Marine Minerals и бывший соучредитель нескольких нефтяных фирм.

По материалам:

https://uk.investing.com/news/commodities-news/norway-eyes-sea-change-in-deep-dive-for-metals-instead-of-oil-2276919

Наука
7 млн интересуются