Заключительная часть обзоров лучших проговых альбомов за 1971 год.
Miles Davis "Live - Evil". Рейтинг Progarchives - 4.12. Рейтинг Allmusic - 4.75. Рейтинг Jazzmusicarchives - 3.99.
Удивительный и очень оригинальный альбом. "Живые" и студийные номера перемешаны в произвольном порядке. Записи произведены в разное время разными составами, неизменными только в одном. Каждый из них представляет целое созвездие джазовых/джаз-роковых знаменитостей. Кого тут только нет! Джон МакЛафлин (John McLaughlin), Кит Джаретт (Keith Jarrett ), Майкл Хендерсон (Michael Henderson), Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Эйрто Морейра (Airto Moreira), Чик Кориа (Chick Corea), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Joe Zawinul (Джо Завинул) и многие другие. "Концертная часть" состоялась в декабре 1970-го в клубе The Cellar Door, Вашингтон.
Получилось четыре длиннющих (15-25 минут) на редкость зажигательных, изрядно навороченных, но при этом совершенно не утомительных джема. Звучит всё очень рОково, блюзово, фанково и в то же время авангардно-прогово. Соло Майлза на трубе прекрасно заменяют возможные гитарные соло. Про мастерство остальных музыкантов можно говорить только в превосходной степени.
Атмосферу концертов Дэвиса того времени можно попробовать ощутить по следующему отрывку -
Ютуб-канал whatuseeker
Позже продюсер Тео Мацеро (Teo Macero) отредактировал запись и собрал треки воедино в студии. Остальные более короткие композиции были целиком студийными. Оценки критики получились в основном восторженными. Альбом называли "выдающимся творческим электрическим коллажем", "одновременно сексуально страстным и тревожащим". Впрочем, джазовые пуристы были недовольны. Уж очень электрическое буйство "Live-Evil" непохоже на традиционный джаз. Что поделать, кто-то ведь должен ломать стереотипы и открывать дорогу прогрессу.
Забавно, но при первом просмотре трек-листа названия пьес "Selim" и "Sivad" навевают мысли о Турции. А это всего лишь анаграммы имени Miles Davis.
Chicago "Chicago At Carnegie Hall" Рейтинг Progarchives - 4.07. Рейтинг Allmusic - 3.25. Рейтинг Jazzmusicarchives - 4.31.
Квинтэссенция американской радиоформатной версии джаз-рока. Звучит максимально комфортно для ушей слушателя, помпезно, хитово. Первые три альбома группы (все три двойные, все три попали в чарты по обе стороны Атлантики) представлены в наиболее репрезентативном виде. Из лучших треков не пропущен ни один. Ничего, что для этого понадобился бокс из четырех!!! виниловых дисков. Затея того стоила. 3-е место в Billboard и "золотой" статус.
Целую неделю с 5 по 10 апреля 1971 года Chicago давали аншлаговые концерты на почтенной нью-йоркской площадке Карнеги-Холл. В это время септет, состоящий из Питера Сетеры (Peter Cetera - bass, vocals), Терри Кэта (Terry Kath - guitar, vocals), Роберта Ламма (Robert Lamm - keyboard, vocals), Ли Локнейна (Lee Loughnane - trumpet, percussion, guitar, background vocals), Джеймса Панкова (James Pankow - trombone, percussion), Уолтера Паразайдера (Walter Parazaider - woodwinds, percussion, background vocals) и Дэнни Серафина (Danny Seraphine - drums), находился на пике популярности. Тиражи, хит-синглы, признание и публики, и критики. Про альбомные чарты я уже упомянул. Наверное это не слишком удивительно, учитывая очевидную софт- и поп-роковую ориентированность вроде бы джазовой музыки Чикаго.
Ютуб-канал Chicago on MV
Добавлю, что порядок песен на записи полностью совпадает с сет-листом их выступлений. Про мастерство музыкантов и царящую в зале и на сцене атмосферу скажу просто. Они превосходны. Послушал "Chicago At Carnegie Hall", считай побывал на концерте. Претензия у продвинутых меломанов к данному релизу только одна. Но достаточно серьезная. Не идеальное качество записи духовой и медной секции. Говорят, акустика Карнеги-холла виновата. Критика же была не очень довольна длиной альбома. Видимо не нашла к чему ещё придраться. Что ж у любителей Chicago есть выбор. Взять расширенную версию "живых" выступлений группы или более короткий, но лучше записанный и включающий вещи с "Chicago V" концертник 72-го года "Live in Japan". Впрочем, о нем мы поговорим в своё время.
Don "Sugarcane" Harris/Volker Kriegel "Sugar Cane's Got The Blues" Рейтинг Progarchives - 4.07. Рейтинг Allmusic - 4.25.
Ещё одна (как и у Майлза Дэвиса) сборная звезд джаза, а заодно прога, авангарда, ритм-энд-блюза. Душой и стержнем компании, записавшей это высокоэнергетичное выступление на Берлинском джазовом фестивале 1971 года, был Дон "Сахарный Тростник" Харрис (Don 'Sugar Cane' Harris - electric violin, vocal), которого называли Джими Хендриксом скрипки. Кроме него в идеальной джаз-прог-роковой сессии приняли участие одни из лучших европейских джаз-роковых гитаристов немец Фолкер Кригель (Volker Kriegel) и норвежец Терье Рипдал (Terje Rypdal), клавишник Вольфганг Даунер (Wolfgang Dauner) из краут-роковой Et Cetera, известный сессионный басист Невилл Уайтхед (Neville Whitehead) и не нуждающийся в представлении барабанщик Роберт Уайатт (Robert Wyatt).
Всего четыре номера - типичный фестивальный сет. Но зато эти сорок пять минут музыка не дает отвлечься ни на миг. Лидер и главное действующее лицо, Дон Харрис, не пытается украсть шоу у остальных. Его скрипка выдает виртуозные пассажи, когда необходимо подчеркнуть ключевые моменты композиций. Даунер, Кригель и Рипдал периодически солируют. Ритм-секция обеспечивает им комфортный фон. Услышанное оставляет впечатление легкости и виртуозности и вызывает трудности со стилевой идентификацией. Что это - приджазованный блюз, приблюзованный джаз, хитровыделанный прог-рок? Какая разница. Слушайте и получайте удовольствие.
#музыкальные альбомы #miles davis #группа chicago #don sugarcane harris #volker kriegel
И в заключение наш традиционный опрос.
Опрос завершен. Спасибо всем, кто принял участие.
Ссылка на чат для обсуждения нашего канала и новых публикаций:
https://yandex.ru/chat/#/join/4a14cea2-b6fd-49b1-a375-be969e6bb83c
Предыдущие заметки:
Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1961-1965.
Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1966-1969.
Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1970 год.