Найти тему
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1970 год.

Продолжаю серию обзоров лучших "живых"альбомов. Напоминаю, что заметки разбиты на три условных категории: "прогрессив", "хард-рок и хэви-метал" и "другие жанры и стили". Обзоры публикуются в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века.

Обложки альбомов взяты на сайте progarchives.com. Коллаж автора.
Обложки альбомов взяты на сайте progarchives.com. Коллаж автора.

В предыдущих статьях я объяснял, почему достаточно долго, почти десятилетие, в прогрессивной музыке господствовал стиль джаз-рок/фьюжн. И, соответственно, лучшие альбомы, в том числе и "живые", в этот временной промежуток принадлежат именно этому стилю. Вот и сегодняшняя статья начнется с альбома группы, игравшей именно джаз-рок. Но, в конкретном случае, более близкий к року, чем к джазу.

Группа родом из Швеции называется на удивление оригинально Made In Sweden. Классическое пауэр-трио в составе: Георг Вадениус (Georg Wadenius - guitar), Бо Хеггстрём (Bo Häggström - bass) и Томми Боргудд (Tommy Borgudd - drums).

Корни группы лежат в шведском андерграунде 60-х годов прошлого века. Три студийных и концертный "Live! At the Golden Circle" (1970) альбома, выпущенные оригинальным составом, несут четкий отпечаток психоделики и блюза. Лидером коллектива был Георг Вадениус, позже игравший в Blood, Sweat and Tears (1972-76). Его самобытный гитарный стиль определял уникальность звучания коллектива.

Made In Sweden выиграли шведский аналог "Грэмми" в 1969 и 1970 годах как лучшая группа.

"Live! At the Golden Circle" был записан в стокгольмском ресторане/джаз-клубе "Gyllene Cirkeln" ("Золотое кольцо"). Первоначально на альбоме было всего пять инструментальных композиций. Но при переиздании альбома на компакт-диске без изменения был оставлен всего один трек "Peter Gunn", завершающий программу. Остальные треки либо заменены записями с других выступлений группы в том же клубе, либо являются бонусами, отсутствующими на оригинальном виниле. Именно этот вариант представлен на яндекс-музыке. Что, впрочем, не делает концерт шведских музыкантов хуже. Более чем часовая программа, состоящая в основном из каверов джазовых и ритм-энд-блюзовых композиций слушается на одном дыхании. Забавен и предложенный вариант битловской "A Day In The Life". На этой и ещё одной вещи "Three Blind Mice (Sombrero Sam)" на барабанах конга играет известный по выступлениям в группах Can и Traffic Ребоп Кваку Баа (Rebop Kwaku Baah).

Следующим номером программы станет влиятельная краут-роковая команда из, понятное дело, Германии. На протяжении своей недолгой (с 1967 по 1972 год) истории группа носила названия Soul Caravan, Xhol Caravan, Xhol/XHOL. Их эволюция от первого альбома "Get It High" (1967), сделанного в стилистике ритм-энд-блюза/соула с легким психоделическим налетом и аж с двумя вокалистами в составе до экспериментального импровизационного инструментального фри-джазового краутрока заняла меньше года.

Ютуб-канал Alejandro peña pineda

"Живой" альбом "Hau-RUK" был записан в одном из баров немецкого города Гёттинген в начале июля 1970-го и состоял всего из двух, более чем 20-минутных, импровизационных трипов. Утверждают, что на обратной стороне обложки "Hau-RUK" было напечатано "Если у тебя есть друг, ты должен выкурить с ним косячок".

Первая композиция более джазовая, вторая с уклоном в блюз-рок. Безупречная ритм-секция из Скипа ван Вийка (Skip van Wyck -барабаны) и Клауса Бриста (Klaus Briest -бас) создает необходимую основу для эмоциональных органных соло Оки Бреверна (Ocki Brevern) на Хаммонде и интенсивных саксофонных импровизаций Тима Белбе (Tim Belbe). Перечислять все влияния, которые можно найти в музыке XHOL (произносится как "ксол") не буду. Каждый слушатель без труда найдет что-то своё. Отмечу лишь, что на телевидении (да-да, ведь XHOL были популярной группой) ансамбль появлялся в компании Фрэнка Заппы, Tangerine Dream и Amon Düül II.

При переиздании на компакт-диске была добавлена третья композиция, сделанная позже в студии.

От групп известных узкому кругу лиц перейдем к командам популярным. Об альбоме Strawbs "Just A Collection Of Antiques and Curios" я вспоминал во второй части рассказа о Рике Уэйкмане. Пришло время вновь к нему обратиться.

Для групп, играющих импровизационную музыку, таких как вышеупомянутый XHOL, исполнение "вживую" треков, не входивших ни в один студийный альбом, - дело не редкое. Другой случай - коллективы, ориентированные на традиционные песенные структуры. Концертный альбом для них - это, как правило, подведение итогов какого-то этапа карьеры. Играются в основном проверенные и имевшие успех у публики хиты. Не таков альбом "Just A Collection Of Antiques and Curios", записанный в лондонском Queen Elizabeth Hall в июле 1970 года. Большинство сыгранных песен не входило ни в один из двух вышедших до него дисков Strawbs. Тем не менее аудитория по достоинству оценила и сами песни, и мастерство нового состава, включавшего помимо двух постоянных участников Дэйва Казинса (Dave Cousins -вокал, гитара) и Тони Хупера (Tony Hooper - вокал, акустическая гитара, тамбурин) и трех новичков - Рика Уэйкмана (Rick Wakeman - клавишные), Ричарда Хадсона ( Richard Hudson - перкуссия) и Джона Форда (John Ford - бас-гитара).

Альбом стал ступенькой на пути превращения фолк-коллектива в более жесткий фолк-роковый с очевидной проговой направленностью. Однако баланс между хрупкими полуакустическими балладами и рОковыми частями, особенно клавишными соло Уэйкмана в "Where Is This Dream Of Your Youth" и "Temperament of Mind", соблюден на протяжении всей программы. То же можно сказать и о бонусах добавленных в переиздание. Тяжелая, длинная и прогрессивная "The Vision Of The Lady Of The Lake" уравновешивается двумя более короткими и спокойными песнями с партиями струнных инструментов. Что делает прослушивание любого варианта "Коллекции антиквариата и диковинок" приятным времяпровождением как для любителей просто хороших песен той эпохи, так и для поклонников сложностей и наворотов.

Добавлю, что "Just A Collection Of Antiques and Curios" достиг 27 места альбомного чарта Великобритании.

А следующий альбом из сегодняшнего обзора в том же чарте побывал на втором месте. И это - The Nice "Five Bridges". Диск в своем роде тематический, и, как следует из названиям, посвященный мостам. Мостам через реку Тайн в английском городе Ньюкасл. Для Ньюкаслского фестиваля искусств он и был создан. А записан 17 октября 1969 года в развлекательном центре Fairfield Halls в лондонском районе Кройдон.

"Five Bridges" - очень солидный симфоник-проговый альбом. Его даже можно назвать легендарным. В нем есть всё, чтобы быть таковым. Концептуальная сюита "Пять мостов", занимавшая сторону А виниловой пластинки. Смешение рока, джаза и классики (Сибелиуса, Баха, Чайковского). Импровизация и виртуозность троицы Брайан Дэвисон (Brian Davison - барабаны, перкуссия), Кит Эмерсон (Keith Emerson - клавишные), Ли Джексон (Lee Jackson - вокал, гитара, бас). Участие духовой секции и симфонического оркестра. И, несмотря на сложность и замысловатость композиций, очевидная красочность, легкость и воздушность звучания.

Следует отметить большое влияние оказанное The Nice на дальнейшее развитие прог-рока в целом, и симфонического прога в частности. Ни Genesis, ни Yes, ни Camel, и, особенно, ELP такого влияния не избежали. Если вы действительно хотите узнать, как изначально был создан прогрессивный рок, вы не должны пройти мимо "Five Bridges".

#the nice #xhol #made in sweden #strawbs #прог-рок

Вопрос читателям:

Опрос завершен. Спасибо всем, кто участвовал! Результат опубликован в новом выпуске "Лучших "живых" альбомов прог-рока. 1971 год. Часть 1".

Предыдущие заметки:

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1961-1965.

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1966-1969.