ГЕРОЙ РАБОЧЕГО КЛАССА
Билл Шенкли говорил:
«Я хочу превратить «Ливерпуль» в бастион непобедимости. Это идея Наполеона, с которой он, черт возьми, покорил мир! Я хочу поднять клуб на такую высоту, чтобы любой соперник, столкнувшись с нами, с воплем «О нет, только не «Ливерпуль»!» бросал штандарты к нашим ногам!».
Почти за год до того ключевого момента, 1 декабря 1959 года, «Ливерпуль» опустился до очередной низшей точки, вылетев из Кубка от любительского «Уостер Сити» — 1:2. Совет директоров проявил терпение и оставил Фила Тейлора, капитана команды в финале 1950 года, на посту тренера. И только 12 ноября после поражения от «Суонси» — 4:5 Тейлор получил отставку.
Слухи упорно и уверенно называли новым плавным тренером Билла Шен- кли из «Хаддерсфилда». Все прочие кандидатуры, в том числе и Боб Пейсли, мелькали, что называется, для порядка. В 1951 году Билл уже получал предложение поработать с «Ливерпулем». Но тогда руководство клуба предупредило, что будет жестко контролировать действия молодого тренера. Шенкли плюнул на все их условия и отбыл восвояси.
Спустя восемь лет «Ливерпуль» согласился, что диктовать условия должен Билл. Первая встреча Шенкли с президентом клуба Томом Уильямсом и директором Харри Летэмом состоялась еще за месяц до отставки Тейлора. 1 декабря на собрании правления Билл был официально введен в должность менеджера с окладом в 2,5 тысячи фунтов в год.
Шенкли сразу же заявил, что не тронет тренерский штаб, тем самым заложив основы легендарной Вoot Room, но крепко перелопатит состав. Поражение от «Кардиффа» в дебютном матче со счетом 0:4 убедило тренера в его правоте. «Я застал сброд, который либо давно свое отыграл, либо начисто утратил амбиции и решимость. Именно поэтому команда из года в год останавливалась на пороге первого дивизиона». В течение следующих двенадцати месяцев «Энфилд» расстался с 24 футболистами. Два состава с лишним!
В то же время Шенкли заставил весьма прижимистых директоров клуба тратиться на покупку новых игроков. Ну и, как любой великий тренер, он поменял принципы и методы тренировок. Роджер Хант: «Билл был глотком свежего воздуха».
Очень актуальное замечание. Ведь до появления Шенкли на «Энфилде» не было даже холодной воды, и стадион, по словам самого тренера, являл собой самый большой общественный туалет в Ливерпуле! А какой был газон? А база в Мелвуде? Все это приводило в ужас!
Кроме того, Шенкли, пожалуй, первым по-настоящему обратил внимание на болельщиков «красных»:
«Это невероятные люди. Почти как в Глазго. Для любимой команды они готовы отдать последний пенни. Эти фанаты, несомненно, достойны того, чтобы видеть «Ливерпуль» великим!».
Но с этим следовало подождать. Шенкли терпеливо менял команду. В основе появились молодые защитник Джерри Бирн, правый хав Иан Кэллаган и бомбардир Роджер Хант. Из «Престона» прибыл один из лучших хавов в истории команды — Гордон Милн, которого Билл знал с детства, поскольку вместе играл и дружил с Милном-старшим. Шенкли искал форварда, который мог не только забивать, но и создавать моменты для партнеров, и нашел его в лице шотландца Иана Сент-Джона. Этого игрока, впрочем, как и громадного валлийского защитника Рона Йетса из «Данди Юнайтед», Билл пас еще со времен «Хаддерсфилда». В «Шеффилд Юнайтед» был куплен юркий вингер Кевин Льюис. Последний плохо вписывается в сонм великих игроков «Ливерпуля», но именно он в сезо- не-61/62 в матче с «Сотоном» забил гол, который обеспечил команде возвращение в элиту!
ВОСХОДИТ СОЛНЦЕ
В первом дивизионе команда Шенкли быстро доказала свою состоятельность, заняв восьмое место и выйдя в полуфинал Кубка. Спустя еще сезон «Энфилд Роуд» праздновал шестой чемпионский титул! Единственное, чего команде не хватало, — немного размаха и широты атак. Вот их и обеспечил левый атакующий полузащитник «Престона» Питер Томпсон. Он создавал для Ханта и Сент-Джона кучу голевых шансов, что стало залогом сверхмощной и результативной игры. «Ипсвич», «Шеффилд Юнайтед», «Сток Сити» и «Вулвз» получили по шесть мячей. «Арсеналу», «Астон Вилле» и «Дерби» (в Кубке) повезло чуть больше — «всего-то» по пять! После трех кряду побед на Пасху в чемпионстве «Ливерпуля» уже никто не сомневался... Хотя сезон начинался с трех домашних поражений. Шенкли вызвали на ковер, а он вместо раскаяния и оправданий ошарашил директоров клуба заявлением: «Я обещаю вам, господа, что «Ливерпуль» в этом сезоне обязательно выиграет матч на своем поле!».
И лишь в Кубке страны случился конфуз, когда в четвертьфинале мер- сисайдцы на своем поле уступили 1:2 «Суонси» из Д2 (Шенкли: «Мы должны были выигрывать 15:0!»). Но в следующем сезоне «Ливерпуль» наконец взял и эту неприступную доселе вершину.
Параллельно «красные» осваивали непривычную для себя Европу, где в КЕЧ добрались до полуфинала. Не без приключений. Битва в четвертьфинале с «Кельном» сначала переросла в переигровку из-за выпавшего в Ливерпуле снега, затем в дополнительный матч и, наконец, в жеребьевку. Но и там все получилось не просто так. Рефери пришлось дважды бросать монетку, так как в первый раз она ребром воткнулась в грязь роттердамского стадиона. В конце концов счастье улыбнулось англичанам. В полуфинале «Ливерпуль» встретился с действующим обладателем Кубка чемпионов «Интером». Впрочем, матчи с миланским грандом были сыграны уже после триумфального похода за Кубком Англии.
Шенкли почитал формальностью и со спокойной душой отбыл просматривать «Кельн». В переигровке выручил Хант, положивший парочку мячей.
В решающем матче за Кубок Англии «Ливерпуль» столкнулся с «Лидсом», который только что по соотношению мячей уступил чемпионский титул «МЮ». Финал начался для «Ливера», как обычно, несчастливо. Уже на пятой минуте в схватке с бывшим игроком «Эвертона» Бобби Коллинзом левый защитник Джерри Бирн сломал ключицу. Замен тогда, как вы помните, не было, и Бирн мужественно остался на поле. И не просто остался, но играл так, что сопернику даже не приходило в голову, насколько серьезно его повреждение!
Напряженное соревнование двух лучших оборонительных линий страны перевело поединок в овертайм. А там тот самый мужественный Бирн встряхнул команды. Вилли Стивенс задал отменную трепку «Лидсу» в центре поля и своевременно вразрез защите выложил мяч подключившемуся к атаке Джерри. Защитник от лицевой линии подсек мяч во вратарскую, где уже Хант, пригнувшись, головой направил его в сетку. Спустя восемь минут рыжий шотландец Билли Бремнер после скидки оказался один в центре штрафной и могучим ударом под перекладину счет сравнял. Однако Сент-Джон после подачи Кэллагана в падении головой из пределов вратарской забил гол и принес «Ливерпулю» первую победу в Кубке Англии.
Многочисленные очевидцы рассказывают, что едва прозвучал финальный свисток, как над городом у реки Мерси появилась некая пернатая невидаль, очень напоминающая птицу Ливер с герба одноименного клуба.
На третий день после финала «Ливерпуль» ожидал поединок с «Интером» на «Энфилде». Хитрец Шенкли решил морально угробить трудного противника и, когда на поле появились итальянцы, отправил травмированных Бирна и Милна в круг почета с кубком. Трибуны неистовствовали! И вот из раздевалки вышел «Ливерпуль». Вполне возможно, что выходили игроки под бессмертное You'll Never Walk Alone. В те годы песню уже вовсю распевали на трибунах. Психическая атака сработала, подавленные «нерадзурри» уступили 1:3. Могло быть и хуже, но на выручку гостям пришли штанга, перекладина и арбитр. Австриец Карл Кайнер в конце матча не засчитал чистый гол правого защитника «красных» Криса Лоулера, который за день до матча умудрился жениться.
К слову, Лоулер был одним из ярчайших крайних защитников золотой эры и славился умением забивать. На его счету 61 гол, при том что ни пенальти, ни штрафные он не бил принципиально. Забивной крайний бек — конек того «Ливерпуля». Достаточно вспомнить хотя бы Алана Кеннеди и Фила Нила...
Однако спустя неделю «Ливерпуль» ожидала не менее горячая встреча на «Сан-Сиро» — с сиренами, ракетами и дымовухами. Игра была сделана за двадцать минут, когда «Интер» забил три безответных мяча. А Шенкли яростно вопил после матча: «Я уверен, судья — жулик!». Поводом послужили первые два мяча в ворота гостей. Счет был открыт прямым ударом со СВОБОДНОГО. А второй гол итальянцы забили, затолкав мяч в сетку, после того как выбили его из рук голкипера Томми Лоуренса.
Чуть позже выяснилось, что известного испанского рефери тех лет с характерной фамилией Мендибил итальянцы таки подмазали. Но, как водится, никто никого не тронул и не наказал.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на канал Величайшие футбольные клубы!