В «Формуле 1» за последние 10 лет стартовали три россиянина и даже существовала отечественная команда. В европейских лигах послабее гонщики с красным паспортом тоже давно не редкость. А вот за океаном дела наших пилотов складываются не так удачно. Однако несколько россиян пытались пробиться в НАСКАР, и сегодня мы расскажем их историю.
Алексей Васильев
Первым российским гонщиком в США мог стать Алексей Васильев. В 2005 году он пробовал силы в младшей серии NASCAR Goody's Dusch Series на трассе в Дарлингтоне. Единственная попытка окончилась неплохо для первого раза: Васильев проиграл 0,8 секунды лучшему результату. В дальнейшем россиянин намеревался выйти NASCAR Busch Series или NASCAR Craftsman Truck Series, однако этим планам не суждено было сбыться.
Сергей Мокшанцев
Уроженец Молдавии юность провёл в картинге и низших «формульных» сериях. После мирового финансового кризиса 2008 года неожиданно перебрался за океан, где стал первым российским гонщиком, выступавшим в американской серии Firestone Indy Lights, после чего два сезона никак не проявлял себя.
В 2012 году Мокшанцев штурмовал овальный трек, рассчитывая на официальный дебют. В Северной Каролине на тестах серии K&N Pro в составе команды NTS Motorsports россиянин впечатлил её хозяина: «Он станет сильным гонщиком сток-каров», – говорил журналистам Боб Ньюберри.
Сергей намеревался провести пять-шесть гонок в восточном и западном дивизионах серии и в ARCA Series. Этого могло хватить для лицензии НАСКАР и перехода в Camping World Truck Series, где пилоты управляют стилизованными под пикапы автомобилями. Но мечта так и осталась мечтой…
Роман Мавланов
В начале 2010-х одарённого парня наперебой расхваливала отечественная пресса, называя чуть ли не русским Шумахером. Роман действительно показывал приличные результаты в младших «Формулах», но довольно быстро остановился в росте. В 2016 году гонщик в поисках скорости перешёл в НАСКАР и стал первым россиянином в этой серии.
Стоит сделать оговорку, что Euro NASCAR был официальным европейским ответвлением от американской основы. В нём пилоты выступают на аналогичных с американскими состязаниями автомобилях, адаптированными под европейские трассы. Президент серии Джером Гальпан даже поздравлял Мавланова: «Мы очень рады приветствовать Романа как первого в истории российского гонщика Euro NASCAR».
Пилот управлял машиной команды Dexwet Renauer Team Ford Mustang. Из шести этапов он провёл пять, один раз занимал третье место по итогам дня, а в общем зачёте остановился на 14-й позиции. На этом пребывание Мавланова в НАСКАР закончилось.
Даниил Квят
Да, Квят тоже пробовал силы в НАСКАР. После отставки в «Ред Булле» в 2017 году Даниил принимал участие в тестах новичков серии NASCAR Whelen Euro – там же, где сезон провёл Мавланов. Россиянин отработал один уик-энд в Италии на «Форде Мустанг», однако о результатах нет никакой информации.
Косьма Гузняков
Последняя история на сегодня – это история о мечте. Косьма родился в Москве в поздние застойные годы. В 1990-м он, как сам признаётся, «по великому блату» попал в секцию картинга при училище №148 АЗЛК. Воспитанники кружка выступали нечасто, обычно на праздниках. В 1995 году АЗЛК, а вместе с ним и картинг, развалился.
Начинающий гонщик нарабатывал практику на занятиях автоспортом при ДОСААФ и на личном ЗАЗ 968М на заброшенных дорогах Москвы и Подмосковья. Попытки попасть в профессиональную команду натыкались на финансовые препоны: везде требовали денег, которых не было ни у родителей, ни у Косьмы.
И Гузняков стал создавать себя сам. С друзьями катался на Ходынке, устроился на работу в кортеж. Тогда же появилась мечта попасть в НАСКАР, ради чего он отказался от повышения, связанного со статусом невыездного. А в 2006 году Косьма первый раз приехал в США.
С первых дней начинающий гонщик искал возможность попасть в овал. Для того, чтобы встретить людей из команды Рэя Хеккета, пришлось в течение четырёх лет переправляться за океан. Лишь в 2011 году Косьма смог наконец-то прийти к потенциальным спонсорам с предложением оплатить его мечту. Но в России все ответили отказом.
Лишь на следующий год, когда Гузняков находился в США, ему позвонили. Россиянин попал в команду Lafferty Motorsports на машине серии ARCA By Menards. Испытания на трассе «Хиккори Мотор Спидвей» включили в себя 40 кругов, по итогам которых и гонщик, и команда остались довольны.
И на этом – конец. Переговоры без реальных предложений, поиск средств к существованию и новых целей – такова была жизнь Гузнякова. Он обосновался в Техасе и, казалось бы, забыл про мечту.
Но в 2018 году россиянин позвонил несостоявшемуся партнёру Крису Хоффману и предложил вернуться. Хоффман сказал, что ждал этого разговора. Очень быстро друзья подготовили машины и вышли на старт.
«Слёзы текли, когда я увидел свой первый в НАСКАРЕ клетчатый флаг. Моя мама прилетела из Москвы увидеть всё это и тоже рыдала в пит-зоне. Это было волшебство!» – вспоминает Косьма.
В 2019 году Гузняков – единственный россиянин, выступающий в главных автогонках США. Он управляет «Тойотой Камри» Euro Junk в серии NASCAR Whelen Limited Late Models.