Найти в Дзене
Formula1

Россияне в НАСКАР

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В «Формуле 1» за последние 10 лет стартовали три россиянина и даже существовала отечественная команда. В европейских лигах послабее гонщики с красным паспортом тоже давно не редкость. А вот за океаном дела наших пилотов складываются не так удачно. Однако несколько россиян пытались пробиться в НАСКАР, и сегодня мы расскажем их историю.

Алексей Васильев

Первым российским гонщиком в США мог стать Алексей Васильев. В 2005 году он пробовал силы в младшей серии NASCAR Goody's Dusch Series на трассе в Дарлингтоне. Единственная попытка окончилась неплохо для первого раза: Васильев проиграл 0,8 секунды лучшему результату. В дальнейшем россиянин намеревался выйти NASCAR Busch Series или NASCAR Craftsman Truck Series, однако этим планам не суждено было сбыться.

Сергей Мокшанцев

Сергей Мокшанцев. Фото из открытых источников.
Сергей Мокшанцев. Фото из открытых источников.

Уроженец Молдавии юность провёл в картинге и низших «формульных» сериях. После мирового финансового кризиса 2008 года неожиданно перебрался за океан, где стал первым российским гонщиком, выступавшим в американской серии Firestone Indy Lights, после чего два сезона никак не проявлял себя.

В 2012 году Мокшанцев штурмовал овальный трек, рассчитывая на официальный дебют. В Северной Каролине на тестах серии K&N Pro в составе команды NTS Motorsports россиянин впечатлил её хозяина: «Он станет сильным гонщиком сток-каров», – говорил журналистам Боб Ньюберри.

Сергей намеревался провести пять-шесть гонок в восточном и западном дивизионах серии и в ARCA Series. Этого могло хватить для лицензии НАСКАР и перехода в Camping World Truck Series, где пилоты управляют стилизованными под пикапы автомобилями. Но мечта так и осталась мечтой…

Роман Мавланов

Роман Мавланов. Фото из открытых источников.
Роман Мавланов. Фото из открытых источников.

В начале 2010-х одарённого парня наперебой расхваливала отечественная пресса, называя чуть ли не русским Шумахером. Роман действительно показывал приличные результаты в младших «Формулах», но довольно быстро остановился в росте. В 2016 году гонщик в поисках скорости перешёл в НАСКАР и стал первым россиянином в этой серии.

Стоит сделать оговорку, что Euro NASCAR был официальным европейским ответвлением от американской основы. В нём пилоты выступают на аналогичных с американскими состязаниями автомобилях, адаптированными под европейские трассы. Президент серии Джером Гальпан даже поздравлял Мавланова: «Мы очень рады приветствовать Романа как первого в истории российского гонщика Euro NASCAR».

Пилот управлял машиной команды Dexwet Renauer Team Ford Mustang. Из шести этапов он провёл пять, один раз занимал третье место по итогам дня, а в общем зачёте остановился на 14-й позиции. На этом пребывание Мавланова в НАСКАР закончилось.

Даниил Квят

Даниил Квят. Фото из открытых источников.
Даниил Квят. Фото из открытых источников.

Да, Квят тоже пробовал силы в НАСКАР. После отставки в «Ред Булле» в 2017 году Даниил принимал участие в тестах новичков серии NASCAR Whelen Euro – там же, где сезон провёл Мавланов. Россиянин отработал один уик-энд в Италии на «Форде Мустанг», однако о результатах нет никакой информации.

Косьма Гузняков

Косьма Гузняков. Фото из открытых источников.
Косьма Гузняков. Фото из открытых источников.

Последняя история на сегодня – это история о мечте. Косьма родился в Москве в поздние застойные годы. В 1990-м он, как сам признаётся, «по великому блату» попал в секцию картинга при училище №148 АЗЛК. Воспитанники кружка выступали нечасто, обычно на праздниках. В 1995 году АЗЛК, а вместе с ним и картинг, развалился.

Начинающий гонщик нарабатывал практику на занятиях автоспортом при ДОСААФ и на личном ЗАЗ 968М на заброшенных дорогах Москвы и Подмосковья. Попытки попасть в профессиональную команду натыкались на финансовые препоны: везде требовали денег, которых не было ни у родителей, ни у Косьмы.

И Гузняков стал создавать себя сам. С друзьями катался на Ходынке, устроился на работу в кортеж. Тогда же появилась мечта попасть в НАСКАР, ради чего он отказался от повышения, связанного со статусом невыездного. А в 2006 году Косьма первый раз приехал в США.

С первых дней начинающий гонщик искал возможность попасть в овал. Для того, чтобы встретить людей из команды Рэя Хеккета, пришлось в течение четырёх лет переправляться за океан. Лишь в 2011 году Косьма смог наконец-то прийти к потенциальным спонсорам с предложением оплатить его мечту. Но в России все ответили отказом.

Лишь на следующий год, когда Гузняков находился в США, ему позвонили. Россиянин попал в команду Lafferty Motorsports на машине серии ARCA By Menards. Испытания на трассе «Хиккори Мотор Спидвей» включили в себя 40 кругов, по итогам которых и гонщик, и команда остались довольны.

И на этом – конец. Переговоры без реальных предложений, поиск средств к существованию и новых целей – такова была жизнь Гузнякова. Он обосновался в Техасе и, казалось бы, забыл про мечту.

Но в 2018 году россиянин позвонил несостоявшемуся партнёру Крису Хоффману и предложил вернуться. Хоффман сказал, что ждал этого разговора. Очень быстро друзья подготовили машины и вышли на старт.

«Слёзы текли, когда я увидел свой первый в НАСКАРЕ клетчатый флаг. Моя мама прилетела из Москвы увидеть всё это и тоже рыдала в пит-зоне. Это было волшебство!» – вспоминает Косьма.

В 2019 году Гузняков – единственный россиянин, выступающий в главных автогонках США. Он управляет «Тойотой Камри» Euro Junk в серии NASCAR Whelen Limited Late Models.