Я сторонник того, чтобы смотреть на историю под углом. Если просто перечислять события, выкидывая из них логику, человеческие желания, личные интересы — история станет пресным перечислением дат. Родились, воевали, основали, разрушили.
Интеллектуальная надстройка над историческими события — вещь сложнейшая. Проникать в умы людей, оставивших значимый след в истории! Узнавать их биографии, постоянно удивляться, насколько выдающие люди связаны друг с другом.
Что великий писатель Олдос Хаксли, подаривший миру "Вечную философию", "О дивный новый мир" и ряд менее значимых работ — потомок чуть ли не еще более известного биолога Томаса Генри Гексли. Олдос был его внуком.
Более известный пример — многие писатели Серебряного века и были знакомы друг с другом, и дружили, и влюблялись, и ссорились. Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Иван Бунин (этот вообще всех обкладывал; гений, что ему скажешь).
Или как те, создавшие импрессионизм, собирались вместе, рисовали вместе, буянили вместе. Припоминаю — как в утреннем нежном голубом тумане, что над лилиями — одного только Клода Моне. Было ли то утро с оранжевым солнцем, аль причал портового города...
Интеллектуальные надстройки это исторические теории. Например, вы берёте гипотезу, что Капитализм создан некоторой группой людей, там, в истории. И начинаете грызть. Читаете Маркса, Ленина, Сталина, кучу сопутствующих трудов, а потом натыкаетесь на работы Андрея Ильича Фурсова. И всё, первичный поиск закончен — теперь читать и читать. На трех, пяти языках. Строить схемы, выдвигать гипотезы и проверять их. Всё всерьёз.
...Так я и на жизнь хочу смотреть — не фактами в календаре, а под углом. Откуда я иду, куда? Да и кто вообще такой "я"?