Немецкая компания по производству игрушечных железных дорог отмечает юбилей
Игрушечная железная дорога PIKO производства ГДР была мечтой многих советских мальчишек. Мечта стоила дорого, а потому сбывалась не у всех. Страны под названием ГДР давно уже нет, а PIKO есть. Этой осенью компании, сделавшей своим девизом «Всегда на верном пути», исполняется 70 лет.
После окончания Второй мировой войны СССР подписал с другими державами-победительницами Потсдамское соглашение о новом устройстве Германии. Оно подразумевало и демонтаж германской промышленности. Вывоз в СССР оборудования, а порой целых заводов, компенсировал ущерб, нанесённый Германией во время войны. Для проведения демонтажа в течение года после победы было создано 535 САО – советских (государственных) акционерных обществ, управляющих имуществом немецких предприятий. Бывший завод Siemens & Halske в городе Хемнице был преобразован в САО «Точмаш». В 1949 году, менее чем через полгода после создания ГДР, САО «Точмаш» получило заказ на создание модели железной дороги. Первые модели были представлены на Лейпцигской ярмарке 1950 года. Набор из паровоза, нескольких вагонов и рельсов носил название PICO. Есть версия, что это сокращение от итальянского слова piccolo (маленький).
В 1951 году производство игрушечных железных дорог перевели в Зоннеберг (земля Тюрингия), на электротехнический завод, когда-то тоже принадлежавший фирме Siemens. В том же году в ГДР началась первая пятилетка. САО преобразовывались в VEB – Народные предприятия. Выпуском железнодорожных моделей занялось находившееся в Оберлинде, пригороде Зоннеберга, VEB Elektroinstallation Oberlind (EIO). Место для создания новой «игрушечной» индустрии было выбрано правильно. Зоннеберг ровно на 600 лет старше ГДР, и все эти шесть веков в Зоннеберге делали игрушки. С 1901 года в городе действовал первый в Германии Музей игрушки. С 1914 года – ремесленное училище, многие выпускники которого занимались игрушками. На месте завода EIO ещё до Siemens стояла фабрика игрушек.
На Лейпцигской ярмарке 1952 года впервые можно было увидеть модели железной дороги, сделанные в Оберлинде. Только назывались они уже не PICO, а PIKO – Pionier Konstruktion, то есть пионерский конструктор. Модели поездов выпускались в масштабе 1:87, ширина колеи – 16,5 мм. Этот типоразмер у коллекционеров называется H0 (эйч-оу).
В 1962 году предприятие VEB EIO было переименовано в VEB PIKO. Затем была создана целая группа предприятий по производству игрушек, где VEB PIKO стало головным предприятием.
Тем временем на Западе компании по производству игрушек начали экспериментировать с масштабом моделей железных дорог.
На Нюрнбергской выставке игрушек 1959 года компания Trix из ФРГ представила непривычно маленькие игрушечные поезда и вагоны в масштабе 1:180. Ширина колеи составляла 9 мм, такой типоразмер получил название N. Затем модели формата N начал выпускать ещё один производитель из ФРГ – Arnold.
Руководство PIKO заметило интерес публики к формату N. Меньшие размеры делали игрушечную дорогу доступнее для большего числа семей. Самый простой комплект легко размещался на столе. К тому же меньший размер позволял экономить металл и пластмассу, а социалистическая экономика должна была быть экономной.
На Лейпцигской ярмарке 1964 года PIKO продемонстрировало свои первые модели формата N.
Локомотив и вагоны были покрашены в цвета железных дорог ГДР. Набор состоял из электровоза, открытой платформы, двух вагонов, рельсов и зарядного устройства. Отсек с батарейками был украшен логотипом PIKO Mechanik. Тот же логотип присутствовал на картонной коробке, в которой продавался набор. Пластиковый вкладыш в коробку превращался в мост над железнодорожными путями.
Другие компании «игрушечной» группы производили аксессуары, которые можно было использовать в комплекте с продукцией PIKO, – семафоры, станции железной дороги, столбы, ограждения, здания, ландшафт.
ГДР была покрыта агентской сетью из более чем 130 пунктов обслуживания и ремонта моделей. Выпускались каталоги продукции PIKO, схемы раскладки железнодорожных путей. В журналах для моделистов-конструкторов печатались советы по модификации моделей, ремонту и сборке. Купив запчасти и собрав игрушечный паровоз самостоятельно, можно было сэкономить примерно 25% от магазинной цены. Реклама продукции PIKO со слоганом Immer auf der richtigen Spur («Всегда на верном пути») печаталась в западных журналах для коллекционеров.
В середине 1960-х железные дороги PIKO форматов H0 и N начали покорять страны социалистического содружества. Тогда же они появились и в СССР.
Каталог PIKO постоянно пополнялся новыми моделями локомотивов и вагонов. В 1967 году в Лейпциге был представлен первый паровоз. Игрушечные вагоны и локомотивы раскрашивались в фирменные цвета не только железных дорог ГДР, но и других стран. Как капиталистических – Бельгии, Дании, Франции, так и социалистических – ПНР, СРР, ЧССР. Выпускались и советские вагоны, в том числе вагон-ресторан с соответствующей надписью на русском языке.
По сравнению с «Пионерской железной дорогой», выпускавшейся московским заводом «Прожектор», игрушка из ГДР с точки зрения технического исполнения казалась чудом. Стоило чудо недешево: 4–5 руб. при средней в СССР зарплате 100 руб. в месяц. Впрочем, в ГДР соотношение было похожее. За самый дорогой игрушечный электровоз рабочему нужно было отдать примерно 5% месячной зарплаты. В Советском Союзе цены на игрушечную железную дорогу из ГДР росли быстрее советских зарплат. В середине 1970-х цена начального комплекта доходила уже до 25 руб.
Игрушечные железные дороги стали для ГДР выгодной статьёй экспорта. Но в 1980-е годы западным коллекционерам стало понятно, что PIKO уступает конкурентам в качестве. Несмотря даже на то, что отделы контроля качества проверяли выпущенную продукцию и делили её на две категории. На экспорт шла только первая, более высокая категория. Несмотря на низкие по сравнению с конкурентами цены, в конце десятилетия продажи пошли на спад. Ещё одной проблемой для PIKО стала конкуренция со стороны другого предприятия ГДР – VEB Berliner TT-Bahnen (до национализации – Zeuke & Wegwerth). Там выпускали модели в типоразмере ТТ (масштаб 1:120, ширина колеи 12 мм).
В конце 1989 года руководство PIKO прекратило выпуск нескольких моделей и объявило, что планирует перенос производства в другую соцстрану и, возможно, прекращение выпуска продукции типоразмера N. Но в это время произошло событие, перечеркнувшее все планы. Пала Берлинская стена, изменилась жизнь всей Германии.
В 1992 году PIKO приватизировали. Новый хозяин Рене Уилфер уволил 160 из 250 сотрудников, перевёл производственные мощности из центра города на окраину. В 1994 году коллекционеры игрушечных железных дорог увидели новый каталог – компании PIKO Spielwaren Gmbh. Сейчас она выпускает полную линейку продукции – локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, здания и сооружения – для любителей железнодорожного моделизма в типоразмерах H0 и G (масштаб 1:22,5, ширина колеи – 45 мм). А для отдельных ценителей – также в типоразмерах N и TT. Что касается моделей, произведённых в ГДР, которые в трудные для компании годы распродавались буквально на вес, теперь они стали предметом коллекционирования.
Олег Алексеев