Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Агапий Манбиджский о переписке царя Эдессы с Иисусом Христом.

Царь Авгарь, апостол Фаддей (у Агапия Фома) и Спас Нерукотворный.
Царь Авгарь, апостол Фаддей (у Агапия Фома) и Спас Нерукотворный.

Здравствуйте. Наверное, многие читали или слышали апокрифический сюжет про переписку эдесского царя Авгаря с Иисусом Христом. Эта история пересказывалась многими средневековыми летописцами.

В недрах интернета нашел историю об этом, написанную арабским христианским историком Агапием Манбиджским (Махбубом ибн Кустантином ал-Манбиджи).

Агапий жил в X веке, современник Евтихия Александрийского, был епископом города Иераполя (Манбиджа). Написал книгу "Китаб-ал-унван"—"Книга заглавий".

Древняя Эдесса.
Древняя Эдесса.

Его История начинается с сотворения мира и продолжается до современных ему событий. В своей книге Агапий использовал труды Феофила Эдесского, Евсевия Кесарийского, неизвестные фрагменты книги Папия Иерапольского, утраченной истории Бардесана. Многие его источники остались неизвестными. То есть этот человек читал о том, о чем мы теперь никогда не узнаем.

Его рассказ о Авгаре и Христе отличается от традиционной истории. Но хватит разговоров, судите сами:

"В семнадцатом году кесаря Тиверия и триста-сорок-первом от Двурогого (Александра), за один год до распятия Господа нашего Мессии — слава ему — отправил Авгар Черный, царь Эдессы, послов в некоторые города по разным делам. И когда они возвращались, то вошли в Иерусалим и были там очевидцами разных действий Евреев по отношению к Господу нашему Мессии — слава ему — и их приготовлений к распятию его. И заметили они себе твердо дела Господа нашего, Мессии, и все, что они узнали о его чудесах и исцелении им больных без лекарств. И когда они пришли в Эдессу, то рассказали своему повелителю все, что они сами видели и что узнали о делах Господа нашего Мессии — слава ему — и о дурном образе действий Евреев по отношению к нему, и что они соединились против него. И когда это узнал Авгар, то он удивился и пожелал отправиться к нему, чтобы быть свидетелем его действий и божественных дел, но не имел он возможности перейти за пределы своего государства, из-за страха перед врагами. И послал он Ханнана, живописца, и написал с ним письмо, в котором он говорит: От Авгара Черного Иисусу, врачу, который появился в Иерусалиме. Дошла до меня весть о тебе и о твоем врачевании и духовном знании, и что ты исцеляешь боли и болезни без лекарств. И было сильно мое удивление этому, и велика моя радость. И сказал я себе: „Ты непременно должен быть или Бог или сын Божий, так как делаешь эти дела". И я прошу тебя и приглашаю тебя придти ко мне. Может быть, ты исцелишь сильную мою болезнь. И дошло до меня, что Евреи желают убить тебя и распять тебя. А у меня есть один город, красивый, хороший, который достаточен для меня и для тебя для жительства. И пусть будешь ты в нем в спокойствии и здравии и безопасности. И если ты полагаешь возможным согласиться на то, о чем я тебя прошу, и обрадовать меня этим, то сделай". И принял Господь наш Мессия — слава ему — его письмо и прочитал его и написал ему:
„Благо тебе. Ты уверовал в меня, ибо написано обо мне, что те, которые увидят меня, не уверуют в меня. Что же касается твоей просьбы ко мне, чтоб я пришел к тебе, то необходимо, чтоб я довершил то дело, ради которого я послан. И когда я его довершу и вознесусь, то пошлю к тебе одного из моих учеников. И он исцелит твои недуги и болезни и введет тех, кто у тебя, в жизнь вечную".
„И после того как Ханнан — он был живописцем — взял ответ на его (царя) письмо от Господа нашего, Мессии, — слава ему — он взял четырехугольную доску и изобразись на ней Господа нашего Мессию — слава ему — блестящими, хорошими красками, и стал смотреть на него и изображать его образ на этой доске. И пошел он с нею в Эдессу и отдал ее своему -повелителю, Авгару Черному; и принял ее Авгар с почетом великим и положил ее в одну из своих сокровищниц, и там она находится по сие время И когда вознесся Господь наш Мессия к своему отцу, то он послал Фому апостола, одного из семидесяти, в Эдессу. И когда он пришел в нее, и когда его увидел Авгар, то последний пал ниц, преклоняясь пред ним, ибо на его лице, сиял свет Божий. И сказал ему Фома апостол: „Если ты веруешь в того, который меня послал, то найдешь то, что тебе, нужно, и получишь то, чего ты просил ". И сказал ему Авгар Черный: „Я уже уверовал в него, и если бы не было между мною и Римлянами договоров, в которых я обязался пред ними и которые я не мог нарушить то я сам выступил бы с множеством моих людей и воевал бы с Евреями, которые распяли его, и погубил бы их ". И приблизился тогда он (Фома) к нему и исцелил его от его недуга и творил там многие чудеса, так что даже Муса, царь Асура, пожелал его видеть, когда узнал вести о нем. Потом Авгар написал кесарю Тиверию, повелителю Римлян, письмо,в котором он говорил: „От Авгара, владетеля Эдессы, Тиверию кесарю, владетелю Римлян. Знай, о царь, что Евреи, которые находятся под твоею властью, распяли Мессию, хотя он и не заслужить этого и не сделал ничего, что вызвало бы необходимость (казнить его). И когда они его распяли, то затмилось солнце и затряслась земля, и воскресли многие мертвые и встали, и случились события великие, подобных которым никогда не было". И написал ему Тиверий, кесарь, в ответ на его письмо, письмо, в котором он говорит: „От Тиверия, повелителя Римлян, Авгару, повелителю Эдессы. Знай, что я уже узнал все, что Евреи сделали с тем человеком, о котором ты говоришь, и я имел намерение наказать их, но не мог, по причине войн, которыми я был занят, ибо жители Испании взбунтовались и восстали против меня, и я был занят борьбой с ними. А если б я имел немного досуга, то обрушился бы на них своим гневом и наказал бы их. Что же касается Пилата, которого я назначил судьей их, то я уже отставил его с позором великим и унижением большим, ибо он послушался их и поступил согласно их словам, и послал на его место другого". И когда Авгар прочитал письмо, то он обрадовался ему и возвеселился. И спустя некоторое время до него дошла весть, что кесарь погубил предводителей Евреев, и он тогда обрадовался очень".
Спас Нерукотворный. Такое изображение получил Авгарь Чёрный.
Спас Нерукотворный. Такое изображение получил Авгарь Чёрный.

Это повествование сильно отличается от традиционной истории рассказанной Евсевием. Вместо апостола Фаддея у Агапия Фома, и поражает воображение неожиданная концовка про императора Тиберия. Он, оказывается, был в курсе!

А мне хотелось бы поблагодарить wikipedia и сайт voslit за предоставленые материалы, вам, дорогие друзья, спасибо за то, что прочитали до конца. Поставьте лайк, если понравилось и не забудьте подписаться на канал.