Найти тему

Рояли в кустах: вред и польза

Приветствую вас, мои читатели. Надеюсь, вдохновение и хорошее настроение не покидают вас, несмотря на осень. Сегодня мы с вами поговорим о роялях, тех самых, что прячутся не только в кустах, но и на страницах книг.

Вот такой симпатичный рояльчик я нашла на Яндекс-картинках.
Вот такой симпатичный рояльчик я нашла на Яндекс-картинках.

Что такое «рояль в кустах»

Это выражение сейчас очень распространенное, даже появилось образованное от него наречие «рояльно» и существительное «рояльность». Словосочетание «рояль в кустах» пришло в речь из телепередачи, точнее, из советской эстрады. В 60-е годы была такая миниатюра, в которой высмеивались пафосные, но сляпанные «на коленке» сюжеты интервью с передовиками производства. В комедийном скетче очередной ударник труда, беседует с корреспондентом, прогуливаясь по парку. Рабочий рассказывает о своих многочисленных талантах и предлагает продемонстрировать игру на рояле, который тут совершенно случайно оказался в кустах.

Такие случайности и стали называть «роялями», правда, выражение это больше прижилось в писательской и читательской среде. К книге «рояль в кустах» — это какие-то обстоятельства, не совместимые с логикой сюжета, но необходимые, чтобы этот сюжет вывести из тупика. И появляются они в тексте даже не по воле, а по произволу автора.

Например, когда сторонний человек (допустим, журналист) раскрывает убийство, найдя на месте преступления визитную карточку убийцы. Причем никто из следственной группы ее почему-то не заметил.

Сейчас очень мало встретишь книг совсем без «роялей» Причины этого кроются и в торопливости авторов, и в недостаточной продуманности повествования, ну и в желании показать героя непревзойденным мастером, знающим, умеющим, короче, самым лучшим.

Казахский пианист Олег Переверзев сыграл в воздухе "Полет шмеля"
Казахский пианист Олег Переверзев сыграл в воздухе "Полет шмеля"

Но рояли бывают разными

Вообще, и наша реальная жизнь полна случайностей, которые зачастую играют поворотную роль в ее «сюжете». Так почему бы не быть случайностям в книге? Но все же случайность и произвол автора различаются. Вот два варианта роялей в одном и том же сюжете.

Итак, молодая девушка, украв какую-то важную вещь из замка, убегает от погони. За ней гонится отряд вооруженной конной стражи во главе с разозленным лордом. Проселочная дорога пустынна, соревноваться в скорости с лошадью бессмысленно, поэтому ничего хорошего девушку не ждет. Автор должен срочно найти какой-то выход… Вот как раз и кусты рядом с дорогой – удобное место, чтобы припрятать рояль.

Вариант первый. Из кустов выскакивают разбойники и вступают в схватку со стражниками. А девушке удается добежать до леса и скрыться. Или она оказывается в плену у разбойников, что в этой ситуации может иметь разные и необязательно трагические последствия.

Второй вариант. Выбившаяся из сил девушка, спотыкается, падает и видит в пыли оброненный кем-то амулет переноса, открывает портал и сбегает.

Оба эти варианта – «рояли». Но в первом случае у автора есть возможность логически обосновать появление бандитов и даже их безрассудный поступок. Вменяемые разбойники не будут нападать на вооруженный отряд замковой стражи – это же не купеческий обоз. Но мало ли какие отношения могут быть между главарем и лордом?

Поэтому хоть за уши, но притянуть объяснение можно. В конце концов, у автора есть возможность вернуться по сюжету и «подстелить соломки», то есть сделать эту стычку логичной.

А вот второй вариант – «рояль» в чистом виде, никакое логическое объяснение тут не поможет. Кстати, жанр фэнтези любим авторами еще и за практически неограниченные возможности вот таких «роялей». Магия же!

Красивые книги из Яндекс-картинок. Тоже, наверное, с "роялями".
Красивые книги из Яндекс-картинок. Тоже, наверное, с "роялями".

Но такие «случайности» портят впечатление от книги, снижают достоверность текста и ставят под сомнение профессионализм автора.

Особенно много роялей встречается в книгах о путешественниках в прошлое. Там рояльность присутствует постоянно, ведь так приятно писать и читать, что твой современник превосходит во всем далеких и не очень предков. Вон и устройство двигателя внутреннего сгорания знает, и чертеж водородной бомбы в кармане случайно завалялся, и всю историю до мельчайших деталей помнит.

Одним из ярких примеров подобных «роялей» можно считать «Приключения янки при дворе короля Артура». Настоящий апофеоз рояльности – это солнечное затмение, которое случайно совпало со временем назначенной казни героя. Но я еще могу в такую случайность поверить. А вот то, что среднестатистический американец XIX века оказался прекрасно осведомлен о времени солнечного затмения в Англии VI века, — это уже ни в какие ворота не лезет. Впрочем, Марка Твена оправдывает то, что свое произведение и сам автор воспринимал как откровенный стёб.

Но рояли могут принести пользу, только расставлять их надо аккуратно, в соответствии с логикой и так, чтобы неискушенный читатель их не заметил.

До скорой встречи, мои уважаемые читатели. Задавайте вопросы и делитесь своими успехами и выловленными «роялями» в комментариях.