Думаю нет смысла пересказывать сюжет фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Мало найдется людей, кто не посмотрел этот фильм, хотя бы один раз. Его часто показывают по телевизору. Роман Братьев Вайнеров "Эра милосердия", по сценарию которого был поставлен фильм, тоже многие из вас читали. Я не буду проводить сравнительную характеристику романа и фильма, хотя образ капитана Жеглова в книге и картине отличается не только внешне, но и по своему характеру. В фильме Владимир Высоцкий уловил суть этого характера книжного героя, но сделал его образ несколько мягче и обаятельней.
Можно по разному относиться к Владимиру Семеновичу как к актеру, но то, что именно его талант и его харизма сделали этот фильм шедевральным, думаю, согласятся многие. Да, фигура Высоцкого в этом фильме занимает очень большое место. Но нельзя не сказать, что в картине снималось целое созвездие прекрасных актёров: Зиновий Гердт, Александр Белявский, Армен Джигарханян, Сергей Юрский, Владимир Конкин, Виктор Павлов и многие другие.
Оставим в покое книжного героя и попробуем разобраться в характере и поступках Жеглова "экранного". А сделать это сможем только через его отношение к Шарапову и к другим подчинённым, к подследственным и вообще, к окружающим его людям. Сразу оговорюсь, что никакую идеологическую платформу под образ Глеба Егоровича я подводить не буду. Конечно, нельзя отрицать, что он действовал в определённых исторических условиях, был коммунистом, но даже если бы и не был, разве от этого изменились бы его поступки и отношение к людям. Скорее всего, эти черты характера героя были заложены в детстве: несгибаемая самоуверенность и желание подчинять других себе. Ну а "благодаря" роду деятельности Жеглова и его должности, всё это развилось в безапелляционность, ослиную упёртость и жестокость.
С другой стороны, такой яркий , смелый и дерзкий человек не может не импонировать зрителям. Герой мгновенно ставит на место мужа Шуры - пьяницу и скандалиста, обещая его в "другой раз посадить". Отдаёт той же Шуре и её детям продовольственные карточки. Благородный поступок. Но ведь он не только свои отдал, но и карточки Шарапова, а разрешения у него не спросил. Сделал это просто потому, что он сам так решил.
Жеглов прячет уголовное дело, которое по неопытности оставил на столе Шарапов и долгое время спокойно наблюдает, как Владимир мучается. Жестоко? А как должен был поступить Жеглов, чтобы наказать нерадивого сотрудника? Обидевшийся после этого инцидента Шарапов "в сердцах" говорит Жеглову, чтобы он убирался из его комнаты в коммуналке. Но Глеб даже и не подумал этого сделать, а на вернувшегося домой Владимира ещё и прикрикнул, чтобы тот погасил свет и не мешал ему спать. Также по-хозяйски и без спросу Жеглов "разживается" у оперативника Петюни песком и хлебом. Все это подтверждает то, что наглости Жеглову "не занимать".
Так как законных оснований для задержания Кирпича у Жеглова нет, то он подкидывает ему ворованный кошелёк, то есть идёт на подлог, потому что "вор должен сидеть в тюрьме". Его слова о том, что от закона нельзя отступать "ни на волосок", сказанные Шарапову, он уже забыл. А в отношение Груздева, можно согласиться с тем, что вначале у Жеглова есть основания подозревать его в убийстве бывшей жены. Но когда выясняется, что Груздев невиновен и его надо выпускать, Жеглов продолжает держать его под стражей, и тем самым, опять нарушает закон. Я считаю, что вина Груздева в том, что произошло, тоже есть. Он халатно отнёсся к своему наградному пистолету, оставив его вместе с патронами в квартире бывшей жены.
Когда Груздева выпускали, Жеглову следовало бы извиниться, но он это не делает. "...Плохой человек твой Жеглов...Для него другие люди - мусор... И он через кого хочешь переступит. Доведется - и через тебя тоже..." - говорит Груздев Шарапову. Можно ли сказать, что это происходит тогда, когда Жеглов убивает Левченко, который спас жизнь Шарапову. Но Жеглов даёт шанс Шарапову догнать Левченко, даже отводит ствол винтовки оперативника. Глеб Егорович в этом случае действовал в рамках своей профессиональной компетенции.
Левченко состоял в банде. На его руках была "кровь". И подельники ему безоговорочно доверяли. Он был предупреждён, что в случае сопротивления будет убит. Думаю, что он специально предпочёл смерть тюрьме. Даже если бы Шарапов за него похлопотал и Левченко не расстреляли, то ничего хорошего в его жизни всё равно бы не было. С преступной дорожки он бы не свернул. Жалко его, конечно. Но это мы знаем, что он был хорошим человеком, которому просто не повезло, а Жеглов этого знать не мог и действовал по закону. Вот такой противоречивый герой - Глеб Жеглов! У меня он вызывает уважение, хотя со многими его поступками я согласиться не могу.
В 1979 году критик "Литературной газеты", О. Чайковская, написала: "В том-то и заслуга создателей фильма, и, прежде всего, Владимира Высоцкого: мы всё время мучаемся с характером капитана Жеглова, никак не можем понять, кто он. Сколько в нём истинно братского - открыт, надёжен, всегда придёт на помощь. Но столько душевной грубости, позёрства, невыносимого самомнения, что мы в тоже самое время, не можем с ним примириться, и ощущаем его как силу опасную". Сам Высоцкий в одном из своих немногих интервью, упоминающих роль Жеглова, согласился с этим высказыванием: "Вот Ольга Чайковская - там она хорошо написала, что - я вот не понимаю, он нам нравится или не нравится, нравится или не нравится".
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.