"Чудесный нож" - это средняя книга трилогии, и она очень сильно зависит от того, что было раньше, и еще больше от обещания того, что будет. Сам по себе он болтается беспокойно: мало смысла приходить к нему, не прочитав сначала "Северное сияние" - и читатели, которые заканчивают его, не имея готового доступа к финальной партии, "Янтарный телескоп", скорее всего, окажутся довольно разочарованными.
"Северное сияние" заканчивается тем, что юная героиня Лира входит в другой мир; тонкий нож открывается в еще одном мире, который оказывается нашим собственным . Но "Чудесный нож" не начинается с Лиры: вместо этого Пуллман вводит второго центрального персонажа, Уилл парирует. Он - мальчик примерно того же возраста, что и Лира, и при первой встрече попадает в серьезные неприятности. Его отец, Джон Парри, был исследователем, но он "исчез задолго до того, как Уилл смог вспомнить его". Теперь его мать психически не так стабильна, как должна быть, и некоторые мужчины продолжают беспокоить их, что-то ища.
Уилл знает, чего они хотят , и все приходит в голову, когда он находит его и убегает, отправляясь в полном одиночестве в Оксфорд, чтобы найти некоторые ответы. Он находит окно-небольшое отверстие в пространстве - в еще один мир, Читтагаз, и там находит лиру. Вместе они прыгают туда-сюда между Оксфордом Уилла и Читтагазе, оба ищут ответы на свои не совсем ясные проблемы.
Между тем дела также идут быстрыми темпами и в других местах. Миссис Коултер продолжает свои злые пути, начиная с некоторых ведьминых, чтобы получить информацию о Лире и о том, к чему идет мир. Там, на севере, тоже полно всякой активности, слышится грохот войны и тому подобное.
В Оксфорде Лира консультируется с физиком, который вот-вот потеряет свое грантовое финансирование - и, оказывается, работает над чем-то, что, похоже, имеет какое-то отношение к таинственной пыли, а также к изящному алетиометру Лиры, доктору Мэри Мэлоун. Уилл продолжает свои собственные исследования, пытаясь узнать о своем отце - но все они обнаруживают, что есть зловещие другие, которые также заинтересованы во всех этих событиях, подвергая их некоторой опасности.
Лира и Уилл верят, что у них есть место, куда они всегда могут убежать-Читтагазе-но это тоже не так хорошо, как надеялись. Он преследуется чудовищными призраками, которые разрушают любого взрослого, с которым они сталкиваются. Перекресток между мирами - "все двери открылись в один мир" - Ситтагаз теперь является местом, куда по существу не могут войти взрослые, просто самым очевидным проявлением системы миров, которые пошли ужасно неправильно. Когда они гневают местных детей, Лира и Уилл не в безопасности даже там.
Название-и цель Уилла-наконец определены: Уилл становится носителем тонкого ножа, чудесного устройства, которое позволяет вырезать окна между альтернативными вселенными.
Алетиометр также говорит Лире, что она должна сделать: помочь найти своего отца. Она делает это не сразу, что приводит к некоторым осложнениям, но в конце концов они бегут из опасного Оксфорда и отправляются на поиски Джона Парри - с другими все еще по горячим следам.
В конце книги есть немного закрытия, но на самом деле все выглядит только более подавляющим. Есть немного прояснения того, что происходит-"две силы выстраиваются в линию для битвы", но ясно, что это все еще только наращивание для окончательного конфликта. И, конечно же, есть какой-то клиффхэнгер-саспенс, поскольку книга заканчивается, когда Уилл находит: "Лира ушла, Лира была захвачена, Лира была потеряна".
Чудесный нож предлагает несколько хороших приключений, а в самом ноже по крайней мере одно блестяще реализованное изобретение. Непрерывность действия не совсем удовлетворительна, прыгая между сюжетными линиями (фокусировка воли, лиры, Ли и ведьм, среди прочих) случайным образом. Некоторые из этих историй-ли, части лиры и Уилла-приятны, но слишком много чувствует себя посторонним и не связано хорошо с основными толчками повествования-и слишком много остается невысказанным (что Лорд Азриэл делает все это время, читатели, конечно, хотят знать, например).
Вещи также продолжают происходить слишком удобно - как даже Пулман, кажется, признает, когда он отмечает, сколько счастливых совпадений было: "каждый из этих шансов, возможно, пошел другим путем". Но это всего лишь наблюдение, а не удовлетворительное объяснение, и это не мешает ему продолжать нагромождать совпадения и просто-в-последний-момент побеги и открытия.
"Чудесный нож" продвигает историю в целом, привнося волю и нож, но это явно только средние главы более крупной истории и не стоит очень сильно самостоятельно, требуя, чтобы фундамент, заложенный раньше, и решение, которое придет, были стоящими.