Друзья, мы уже неоднократно рассказывали о необычных автомобилях Кутаисского автозавода. В частности, у нас были два поста с уникальными, не публиковавшимися прежде фотографиями двух первых опытных КАЗов с бескапотными кабинами: это были бортовые грузовики КАЗ-605, собранные в апреле и ноябре 1958 года. А сегодня покажем, как выглядел и первый опытный седельный тягач с бескапотной кабиной. Эта машина также была собрана к ноябрю 1958 года. И да: данные фотографии также публикуются впервые. Приятного просмотра!
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Итак, седельный тягач получил точно такую же новую спальную кабину, как и строившийся параллельно с ним КАЗ-605 № 2. Эта кабина еще не была подъемной: откидываться на «Колхидах» она станет только через десять лет, начиная с модели КАЗ-608. А здесь она неподвижно крепилась к раме. Соответственно, для доступа к двигателю можно было воспользоваться либо здоровенным откидным кожухом внутри кабины, либо квадратным люком в передней панели кабины (через него же двигатель можно было вынуть для капитального ремонта).
Облицовку радиатора «Колхиде» заменяла примитивная мелкоячеистая сетка. На фотографиях она практически не просматривается, так что создается впечатление, что круглая эмблема с цифрами «606» закреплена прямо на масляном радиаторе. Но это, конечно, не так. Сразу за масляным радиатором видны жалюзи, за которыми уже спрятался основной радиатор системы охлаждения двигателя. Кстати, а что за мотор стоял на этой «Колхиде»? Это была 5,5-литровая карбюраторная «шестерка» типа ЗИС-120, только выпускавшаяся в Грузии непосредственно самим Кутаисским автозаводом. Специально для опытного тягача ее форсировали до 108 л.с. при 2800 об/мин. По ровным дорогам с таким мотором КАЗ-606, буксируя 8-тонный полуприцеп, мог набрать 60 км/ч.
А вот так выглядело внутреннее убранство кабины. На что здесь хочется в первую очередь обратить внимание, так это на рычаг коробки передач, закрепленный на рулевой колонке. Учитывая его большую длину, можно представить, сколь значительным были хода этого рычага. Вторая интересная деталь – огороженная полочка на кожухе двигателя. Сам кожух, к слову, откидывался назад. Ну и третья деталь – спальное место. Как видно, возле кожуха оно получалось весьма скромным по ширине: лежа на полке, водитель явно частично облокачивался на тот самый кожух – не зря его сделали покатым. При этом сама спальная полка – не цельная, а составная, из трех частей. Стыки, конечно, не добавляли комфорта во время отдыха. Но догадываетесь, зачем их вообще сделали? Ведь кабина тут считалась не только спальной, но и 4-местной! Центральную секцию можно было поднять и посадить на угловые подушки двух пассажиров. Передние сиденья для прохода назад откидывались в сторону панели приборов. Как говорится, в тесноте и в неудобстве, зато не пешком ))
По сравнению с бортовым грузовиком КАЗ-605, у тягача КАЗ-606 на полметра (с 3200 до 2700 мм) сократили размер колесной базы. Это наделило тягач отличной маневренностью и позволило сократить снаряженную массу, но попутно напрочь лишило способности хорошо держать прямую. В дальнейшем это будет настоящим проклятием всех серийных тягачей марки «Колхида»… Впрочем, тягачами со столь короткой колесной базой в те годы увлеклись не только в Советском Союзе: бескапотные машины в аналогичных габаритах сходили, например, с конвейеров фирм Ford и DAF…
А вот и полуприцеп, с которым первоначально и предполагалось использовать «Колхиду»: это самосвал модели КАЗ-716, который также выпускали в Кутаиси. Он служил для перевозки хлопка-сырца и оснащался металлической грузовой платформой, опрокидываемой на правую сторону. При этом правый борт у него был составной: нижняя створка открывалась вниз, а верхняя – вверх. Открывание и закрывание бортов при наклоне платформы происходило автоматически посредством тяг.
* * *
Какое у этой истории было продолжение? До выпуска бортовых грузовиков на КАЗе дело так и не дошло, хотя в опытном порядке такими машинами в Кутаиси продолжали заниматься еще целое десятилетие, и о них мы еще напишем чуть позже. А вот седельные тягачи с бескапотными кабинами начали выпускать уже в 1961 году под тем же самым индексом КАЗ-606. Впрочем, серийные «Колхиды» – это уже, как говорится, совсем другая история.
Читайте также на канале «МАШИНА»:
- Опытный образец КАЗ-605 № 1 (апрель 1958)
- Опытный образец КАЗ-605 № 2 (ноябрь 1958)
- Троллейвоз на базе КАЗ-606А
- КАЗ-608Б с двухскоростным задним мостом
- Полноприводные "Колхиды"
- БЗСА-4706 - бескапотный грузовик из Азербайджанской ССР