На одной из страниц "Дневника 1867 года" жены писателя Анны Григорьевны читаем нечто шокирующее: "На дороге Федя заметил мне, что у меня худые перчатки. Я рассердилась и сказала, что лучше нам не вместе ходить. Он повернулся и пошел назад, и я отправилась ко дворцу" (запись от 18 апреля). Потом она долго гуляла по Берлину одна.
Однако Достоевская (как видно из примечаний) потом заменила эту запись на другую, пытаясь выгородить мужа: "Дорогой Федя заметил мне, что я по-зимнему одета (бел.пуховая шляпа), и что у меня дурные перчатки. Я очень обиделась и ответила, что если он думает, что я дурно одета, то нам лучше не ходить вместе, сказав это, я быстро повернулась и пошла в противоположную сторону. Федя несколько раз окликнул меня, хотел за мной бежать, но одумался и пошел прежнею дорогою".
Но выгородить его не удается. Все равно – что по первой записи, что по второй – поступил он отвратительно, особенно если учесть, что были они за границей и только начали жить в Берлине.
Запись в дневнике просто шокирует. Представьте, что вы поступили так со своей женой или ваш муж поступил так с вами.
Но, как известно, из жен великих людей жена Достоевского одна из лучших. Завершение этого скандального случая подтверждает данную характеристику –
Анна Григорьевна очень беспокоилась из-за "ссоры" (так она называет произошедшее) и поскорее возвращается в гостиницу, но писателя продолжает прогуливаться. Ей приходится ждать его возвращения два часа. Наконец она увидела в окно, что "Федя с самым независимым видом, положив руки в карманы, идет домой. Я очень обрадовалась, и когда он пришел, то мы помирились".
Да-а, вот так да. Вот она, идеальная жена. Такому нервному человеку, как Достоевский, просто повезло. Другая бы не потерпела его выходки.
Одной этой выходки достаточно, чтобы понять, что у нашего великого писателя (причем он самый известный русский писатель в мире) был очень тяжелый характер. В принципе мы это знали и по его произведениям и по других записям ее дневника.
Так на предыдущих страницах читаем: "Федя все время бранил немцев на чем свет стоит, даже мне наскучило". И еще раз: "Федор Михайлович по обыкновению начал все бранить: и немцев, и гостиницу, и погоду". Да, не сахар был у него характер, не сахар.
Читают сейчас мало. А Достоевского и раньше читало меньше людей, чем других великих. Я этому всегда удивлялся. Я как раз читал его много. Недавно разговаривал с одной читающей женщиной в возрасте и спросил, почему она не читает Достоевского.
"Тяжело пишет", - таков был ответ. Теперь вы понимаете, почему он так тяжело писал?
Почитайте еще про человека даже с более тяжелым характером:
Черный юмор Сталина однажды закончился расстрелом
Сталин дал ей сталинскую премию, она ответила: "Вы - преступник"