Во время правления Николая II существенный прирост населения сопровождается строительством большого количества новых городов в самых разных уголках Российской Империи. Именно в это время происходит активное освоение Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, Кавказа и Средней Азии. Реальные достижения николаевской России в области строительства, о которых речь пойдёт ниже, представлены строго в соответствии со статистикой (все источники приводятся).
Города, которые возникли в николаевскую эпоху
При Николае II одновременно со стремительным развитием старых городов рождаются новые. В южных краях из станиц, деревушек и посёлков вырастают известные ныне курорты: в 1915 году - Геленджик, в 1916-ом – Туапсе, в 1917-ом – Сочи, в 1903-ом – Кисловодск, в 1914-ом – Армавир.
В северных широтах начинается строительство заполярных городов: в 1896-ом возводится Североморск, в 1899-ом – Полярный, в 1916-ом – Мурманск. В Сибири и на Дальнем Востоке закладываются: в 1898-ом – Уссурийск, в 1898-ом - порт Дальний (китайский Далянь), в 1903-ом – Новосибирск, в 1903-ом – Бодайбо, в 1905-ом - Южно-Сахалинск, в 1907-ом – Корсаков, в 1915-ом - Камень-на-Оби (А.Борисюк. История России, которую приказали забыть).
Строительная промышленность при Николае II и при СССР
Темпы развития строительства в николаевскую эпоху существенно превышают советские показатели в довоенное время.
Великие стройки
Таких высоких объёмов строительства, как при Николае II, прежде в истории России никогда не было. Вот список беспрецедентных строек того времени:
1) Транссибирская магистраль (самая длинная в мире дорога – около 10 000 км);
2) дорога в Мурманск (самая северная дорога Империи);
3) железные дороги Кавказа;
4) железные дороги в пустынях Средней Азии; 5) Новороссийское шоссе;
6) Амурское колёсное шоссе;
7) стратегические шоссе на западе Империи;
8) освоение Донбасса (металлургические, угольные, химические, военные, машиностроительные предприятия);
9) освоение Кузбасса (в основном строятся угольные предприятия);
10) угольные предприятия Восточной Сибири;
11) освоение марганцевых рудников Грузии (Чиатура);
12) медные заводы в Армении (Алаверди);
13) освоение Урала (разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий);
14) освоение Домбровского угольного бассейна в Польше;
15) цинковые и свинцовые заводы Польши;
16) создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии;
17) форты и крепости на границах Империи (Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, крепость в Гродно, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда (Тотлебен, Обручев), Кронштадтская минно-артиллерийская позиция (форты Николаевский и Алексеевский);
18) судостроительные заводы в Николаеве;
19) судостроительные заводы в Ревеле (Таллин);
20) реконструкция Мариинской водной системы;
21) создание Северо-Донецкой речной шлюзованной системы;
22) углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга;
23) осушение болот Центрального региона и Западной Сибири;
24) орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в «Голодной степи»);
25) создание энергетических систем: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона (станции Москвы, Электрогорска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые крупные ГЭС.
Каждый из этих проектов заслуживает отдельного внимания. Например под «Освоением Донбасса» при Николае II подразумевается создание семи крупнейших металлургических заводов - Алчевский (1895), Енакиевский (1895), Краматорский (1898), Харцызский (1898), Макеевский (1898) и два Мариупольских (1896 и 1897), а также 1200 шахт (среди них рекордно глубокая «Новосмольяниновская» - 745 м) (Е.Козловский "Горная энциклопедия", Том 2, с. 225).
На железнодорожном участке от Харькова до Донбасса к 1913 году было построено 297 железнодорожных мостов. На участке Долгинцево (под Кривым Рогом) — Волноваха (Донбасс) — 214 мостов. Это далеко не все показатели... (А.Сенин "Развитие транспортной системы Новороссии и Крыма накануне и во время Первой мировой войны". Новый исторический вестник №3 (49), 2016, с.70)
Труд заключённых при Николае II и в СССР
В отличие от СССР, на стройках Российской Империи труд заключенных в массовом порядке не использовался. Например, каторжники привлекались только на заключительном участке строительства одного из главных масштабных проектов страны – Транссибирской магистрали.
В 1913 году в работах на Транссибе на Приамурье участвовало около
5000 арестантов, но это в 38 раз (!) меньше, чем в 1936 году в Дмитлаге на стройке канала имени Москвы, где трудилось 188 800 человек. На Амурской магистрали в том же 1913-ом работало всего в 4 раза меньше заключенных, чем погибло на строительстве канала им. Москвы (и это по самым скромным подсчетам). Источники: "Всеподданнейший отчёт о деятельности Министерства Путей Сообщения за 1913 год" 1914 г., с.71; Е.Бурдин "Использование принудительного труда заключённых на объектах гидроэнергетики Поволжья в 1930-1950 годах" с.9; В.Барковский "Тайны Москва-Волгостроя. М. 2007, с 18,19). Указанные факты подробно описаны в книге А.Борисюка "История России, которую приказали забыть"
Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материал. Спасибо всем, кому по силам пожертвовать на наше развитие.