Вторая публикация о специальной теории относительности (СТО).
Напоминаю: автор не физик и не математик. Дилетант пишет для дилетантов.
В предыдущем очерке мы упомянули про относительность времени. Откуда могла взяться такая идея? Ответ: она прямо вытекает из конечной скорости распространения взаимодействий. Что неизбежно приводит к противоречивости обычной механики!
Как такое может быть?
Поясняю. Раз скорость распространения дистанционных взаимодействий конечна, значит, при переходе в другую лабораторию, движущуюся относительно первоначальной, эта скорость сделается другой. И тот же самый механический опыт приведет теперь к отличающимся результатам.
Но по Ньютону такого не может быть, да подобное никогда и не наблюдалось – справедлив так называемый принцип относительности Галилея!
Значит:
- либо взаимодействия мгновенны (но это опровергается опытом);
- либо остается принять, как постулат, что скорость распространения взаимодействий в любой лаборатории одна и та же.
Как скорость может быть одинакова для любого наблюдателя?
Да, противоречит обыденному «здравому смыслу»... Но отнюдь не логике. Разумеется, из постулата следует относительность времени. Она-то и отвечает на вопрос «как».
Причем природа взаимодействия, как оказывается, не важна. Механика Ньютона несовместима с полем.
Если существует хотя бы одно взаимодействие, распространяющееся не мгновенно, отсюда сразу же следует, что не может существовать мгновенных взаимодействий вообще. Иначе возможно абсолютное время, и проблемы механики сохранились бы.
В каком-то смысле поле это единое понятие. Не зря том знаменитого курса теоретической физики Ландау и Лифшица назван «Теория поля». А основа такой теории – специальная теория относительности, с нее и начинается книга.