Наверное, и в России, и на Западе все слышали про Человека-мотылька – таинственное существо с горящими сатанинским огнем глазами, напоминающее человека с огромными крыльями. Этот персонаж прочно вошел в массовую культуру еще в шестидесятые, когда американские газеты запестрели заметками о наблюдениях этого странного создания. Вал сообщений о встречах с летающим чудищем, как известно, резко прекратился после печально известного обрушения огромного Серебряного моста через реку Огайо в городке Пойнт-Плезант – с тех пор считается, что появление Человека-мотылька предвещает беду; по слухам, его видели даже возле Чернобыльской АЭС… Так или иначе, образ крылатого монстра прочно вошёл в массовое сознание, закрепленный к тому же одноимённой картиной с блистательным Ричардом Гиром в главной роли.
Конечно, скептики говорят, что это лишь городская легенда – современная сказка, рождённая распалённым воображением жителей мегаполисов, перегруженных информацией и замордованных стрессами. На первый взгляд так и есть, ведь крылатый человек – это так нелепо; он не похож на привычных героев страшных сказок и легенд и скорее напоминает персонажа из комиксов. Но, как выяснилось, на самом деле все гораздо сложнее. По какой-то причине человечество пронесло через пучины веков и тысячелетий память о крылатой смерти, приходящей с неба. Наша урбанистическая цивилизация успела об этом забыть, для нас крылатый человек – это, максимум, самонадеянный, но вовсе не злой бедолага Икар. А вот предания малых народов, ещё недавно бывших дикарями, эту память сохранили. В этой связи хочу рассказать страшную сказку, которую рассказывают ненцы – еще один коренной северный этнос, обладающий богатейшим и очень своеобразным фольклором. Кстати, ненцев, как и селькупов, о которых шла речь в прошлый раз, до советской власти тоже записывали в самоеды, не особо стараясь разобраться в хитросплетениях судеб «инородцев».
Итак, наш сегодняшний «герой» зовется Карында. Противное имя ему очень идёт: эта тварь – беспощадный людоед в облике крылатого человека. Судя по сказкам, сопротивляться ему бесполезно. Просто однажды люди в селении видят точку в небе и понимают – за ними летит смерть. Убежать никто не успеет, защититься тоже. Теоретически можно попробовать спрятаться, но если Карында очень голодный, он найдет и сожрёт всех. Это вам не малахольный европейский дракон, прилетающий лишь иногда и забирающий одну завалящую девственницу! Северный летучий дьявол схарчит всех без разбора и в произвольном порядке. Правда, и «рыцари» тут с врагами не особо церемонятся и просто выпиливают их максимально жестоко и эффективно, безо всяких там гербов и кодекса чести. Одна из легенд, впрочем, рассказывает, как ненцы все-таки избавились от Карынды.
Завязка этой истории вполне кинематографична, хоть сейчас на экраны. Итак, ненецкое поселение. Чумы (в них, вопреки расхожему мнению, живут далеко не только чукчи), сани, олени и прочие милые сердцу аборигенов приметы быта. На дворе утро, ничто не предвещает беды. Вдруг раздаются крики: Карында летит! Все в панике, но метаться поздно: летающая нечисть беспрепятственно заходит на посадку и по приземлении с завидным аппетитом съедает всех. Лишь одна бабуся успела спрятать маленького внука под медным котлом, а сама решила отвлечь монстра, нагло усевшись прямо перед ним. Карында, уже наевшийся до отвала, старушкой побрезговал и котла не заметил. А дальше – как положено в народной сказке: мальчик узнаёт, что его маму и папу съел Карында, растет с мечтой о мести, а возмужав, заручается поддержкой своего мудрого деда и делает себе крылья, после чего отправляется ловить людоеда. Тот, кстати, оказывается еще и большим ходоком с целым гаремом жён; парню пришлось обойти их всех - семь штук, на минуточку, - прежде чем удалось вычислить недруга. Герой вызывает его на бой и, понимая, что силой не одолеет, использует другую тактику. Сначала он устраивает Карынде гонку между деревьями, чтобы у того закружилась голова. Потом взмывает свечкой в небо – и резко летит вниз. Одуревший от мельтешения ветвей и стволов любитель человечины от таких пилотажных кульбитов теряет ориентацию (не поймите неправильно) и на полной скорости впечатывается прямо в землю. Ну а наш ненецкий - не путать с немецким! - ас-истребитель отправляется домой почивать на лаврах.
Стоит отметить, что подобные персонажи встречаются в фольклоре малых народов повсеместно. Таких тварей, к примеру, издревле знают - и боятся - на Дальнем Востоке; более того, знаменитый исследователь тех мест Владимир Арсеньев (тот, который написал "Дерсу Узала") лично встречался с тамошним "человеком-мотыльком"! Да и наши дни, по слухам, в Приморье порой видят крылатых людей, которые воруют и зверски убивают скот и способны запугать до полусмерти даже свирепых амурских тигров. В будущих выпусках я непременно вновь вернусь к этой весьма увлекательной теме.