Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Почему нужно посетить "Музей железных дорог России" именно поздним вечером?

Санкт-Петербург, поздний сентябрьский вечер. Остаются последние деньки моего пребывания в гостях в северной столице. Сумерки очень стремительно, буквально волной накрывают город, как только стрелки часов крепко перевалят за девятнадцать. Бывает зайдешь перед этим вечером куда-нибудь посидеть, например в кафе или поедешь на метро и оглянуться затем уже не успеешь, как быстро вокруг стемнело на улице и наступила тёмная ночь. Не удивительно, живём же теперь круглый год на зимнем времени, не переводя часы на час вперед при переходе на летнее, как было раньше.

Ночные зарисовки на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев
Ночные зарисовки на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев

Но вчера в среду я особенно ждал целый день этот момент и не просто так, а с определённой целью, чтобы вновь отправится в "Музей железных дорог России", который находится на Балтийском вокзале. И вот почему.

Входной билет в "Музей железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев
Входной билет в "Музей железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев

Во-первых только в среду, именно в этот будний день, у музея расширенный график работы, когда он открыт для посетителей не до 18-ти как обычно, а до 21 часа. Поэтому, успешно закончив все дела днём, в запасе до закрытия музея остаётся ещё масса времени чтобы успеть там всё обойти и посмотреть.

А во-вторых, в тёмное время суток, когда за окном полностью садится солнце, включенное в залах с экспозициями искусственное освещение начинает особенно интересно обыгрывать светом и тенью представленные натурные образцы, делая их на фото объёмными и фактурными трехмерными моделями. Взгляните на это сами.

Освещение решает. Экспозиция "Тепловозное депо". Фото: Алексей Алексеев
Освещение решает. Экспозиция "Тепловозное депо". Фото: Алексей Алексеев

Причем техника у меня в руках далеко не профессиональная. Всего лишь смартфон, правда с хорошей камерой, обладающей неплохой светосилой - Samsung Galaxy S8. Подобные снимки может сделать каждый из вас при желании, а может даже и лучше.

Все снимки сделанные внутри музея выполнены на смартфон. Вот ещё один из них. Фото: Алексей Алексеев
Все снимки сделанные внутри музея выполнены на смартфон. Вот ещё один из них. Фото: Алексей Алексеев

Днём я уже неоднократно бывал здесь в музее, но такого впечатления от экспонатов ранее не получал ещё. Вот один из моих наиболее любимых экспонатов - уникальный магистральный пассажирский тепловоз постройки коломенского завода ТЭП80, установивший 5 октября 1993 года мировой рекорд скорости среди тепловозов. На участке Шлюз-Дорошиха, главной магистрали страны С.Петербург-Москва, он развил скорость в 271 км/ч.

Днём здесь нет такого чёткого освещения, мягкого контраста, а детали тепловоза теряются в глубоких тенях. Фото: Алексей Алексеев
Днём здесь нет такого чёткого освещения, мягкого контраста, а детали тепловоза теряются в глубоких тенях. Фото: Алексей Алексеев

Честно скажу, но днём он сморится не так антуражно как поздним вечером при искусственном освещении. Очень мягкая игра света и тени делают

И в-третьих, как это ни странно, но в это время в залах музея не было практически никого. Обслуживающего персонала на мой взгляд было наверное даже больше чем посетителей. Поэтому вы совершенно спокойно можете бродить по огромным залам музея и никто вам не помешает сделать снимок какого-либо выбранного вами объекта.

"И никого на горизонте". Вечером в среду в залах музея оказалось довольно пустынно. Куда все подевались? Наверное ждут выходных. Фото: Алексей Алексеев
"И никого на горизонте". Вечером в среду в залах музея оказалось довольно пустынно. Куда все подевались? Наверное ждут выходных. Фото: Алексей Алексеев

Но меня больше интересовала "ночная съёмка" на отрытой площадке музея. Ночной я назвал её условно, поскольку астрономическая ночь вроде бы как ещё и не наступила, а вот ночная кромешная тьма уже хорошо накрыла пространство.

Ночью на открытой площадке экспозиции "Музея железных дорог России"

Вооружившись уже более серьезной техникой - своей уже видавшей виды "зеркалкой" от Sony и штативом, отправился снимать локомотивы на улицу. В первую очередь моя душа рвалась к маневровому тепловозу ЧМЭ3. Здесь, в "Музее железных дорог России", хранится самый первый чехословацкий тепловоз этой серии с бортовым номером 001 в оригинальной заводской ливрее. Обычно мы привыкли видеть эти тепловозы в классическом зелёном окрасе. Выбираю наилучшую точку съёмки и пытаюсь сделать первые четкие и не размазанные снимки.

Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3-001 производства Чехословакии на заводе ЧКД-Прага. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3-001 производства Чехословакии на заводе ЧКД-Прага. Фото: Алексей Алексеев

Делаю несколько пробных кадров чтобы настроить экспозицию, выставив нужную выдержку и "прищурив" глаз диафрагмы фотокамеры, пока не удастся подобрать нужные настройки.

Экипажная часть тепловоза ЧМЭ3 довольно сложная, но при этом ход у него очень мягкий. Фото: Алексей Алексеев
Экипажная часть тепловоза ЧМЭ3 довольно сложная, но при этом ход у него очень мягкий. Фото: Алексей Алексеев

Подобрав нужные мне настройки камеры, дальше остаётся только чисто творческая работа с выбором нужного ракурса и композиции, а остальное всё как говориться дело техники.

"Чебурашка" - маневровый промышленный тепловоз с гидропередачей серии ТГМ. Фото: Алексей Алексеев
"Чебурашка" - маневровый промышленный тепловоз с гидропередачей серии ТГМ. Фото: Алексей Алексеев

Дальше - больше. Отсняв одни экспонаты, начинаю в спешном порядке переходить к другим. Времечко поджимает. Меньше часа уже остаётся до закрытия музея. А каждый снимок сделанный на "длинной" выдержке, установкой по уровню штатива и обработкой операции камерой занимает порядка 2-3 минут.

"Сапсаны" эпохи СССР - скоростные электропоезда "Сокол-250" и "ЭР200", а также дизель поезд Д1 слева. Фото: Алексей Алексеев
"Сапсаны" эпохи СССР - скоростные электропоезда "Сокол-250" и "ЭР200", а также дизель поезд Д1 слева. Фото: Алексей Алексеев

Освещение отрытой площадки в музее отличное, светодиодные фонари как днём очень здорово освещают всё пространство вокруг.

Ночная техноромантика в "Музее железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев
Ночная техноромантика в "Музее железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев

Перемещаюсь дальше с камерой, стараясь охватить как можно больше интересующих объектов.

Очень необычный локомотив электростанция на рельсах. Фото: Алексей Алексеев
Очень необычный локомотив электростанция на рельсах. Фото: Алексей Алексеев

Ночь и искусственное освещение позволяют сделать интересные необычные снимки, при этом очень яркие.

Кран на железнодорожном ходу. А на заднем плане виднеется пусковая установка БЖРК где когда-то было грозное баллистическое оружие, ракета "Молодец" или по классификации НАТО "SCALPEL" SS 24. Фото: Алексей Алексеев
Кран на железнодорожном ходу. А на заднем плане виднеется пусковая установка БЖРК где когда-то было грозное баллистическое оружие, ракета "Молодец" или по классификации НАТО "SCALPEL" SS 24. Фото: Алексей Алексеев

А вот и легендарный БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Меня немного огорчило конечно отсутствие на привычном месте в составе экспозиции тепловоза ДМ62, который обычно стоит в голове ракетного поезда, а также отсутствие настоящего мастодонта железных дорог - легендарного грузового тепловоза 2ТЭ121.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК): пусковая установка и устройство для отвода контактной сети. Фото: Алексей Алексеев
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК): пусковая установка и устройство для отвода контактной сети. Фото: Алексей Алексеев

Время все больше начинает поджимать, остается двадцать минут до закрытия. Как всегда на самом интересном месте, так часто говорят люди, когда внезапно заканчивается очередная серия любимого сериала. Такое же вот точно дежавю было у меня и здесь.

"Три богатыря". Фото: Алексей Алексеев
"Три богатыря". Фото: Алексей Алексеев

Поэтому стараюсь максимально насколько это возможно, отснять как можно больше. Когда ещё в очередной раз мне удастся здесь побывать, Бог его знает. Даже не буду загадывать для себя.

"Город стреляет в ночь дробью огней, но ночь сильней, её власть велика". Виктор Цой "Спокойная ночь". Фото: Алексей Алексеев
"Город стреляет в ночь дробью огней, но ночь сильней, её власть велика". Виктор Цой "Спокойная ночь". Фото: Алексей Алексеев
Электропоезд ЭР2-965. Ещё вроде бы вчера мы колесили на них на дачу, а затем не успели оглянуться как эти привычные закругленные обводы рижской электрички стали уже музейной историей. Фото: Алексей Алексеев
Электропоезд ЭР2-965. Ещё вроде бы вчера мы колесили на них на дачу, а затем не успели оглянуться как эти привычные закругленные обводы рижской электрички стали уже музейной историей. Фото: Алексей Алексеев

Застывшая техноромантика при ночном освещении завораживает. Что ни кадр - то практически картина. Вы согласны?

Вот это пушка! Какого интересно калибра? А сколько под орудием осей - не сосчитать даже. Фото: Алексей Алексеев
Вот это пушка! Какого интересно калибра? А сколько под орудием осей - не сосчитать даже. Фото: Алексей Алексеев

Но всему есть своё время и оно к сожалению подошло к концу. Пора собираться на выход, пока охрана музея пинками не выставила меня за забор.

Кусочек ночного Петербурга и "стойла" одного из корпусов "Музея железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев
Кусочек ночного Петербурга и "стойла" одного из корпусов "Музея железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев

Я очень рад, что моя поездка в Петербург не прошла здесь даром. Мне удалось неоднократно побывать в "Музее железных дорог России", отдохнуть душой и вдоволь насладиться представленными объектами, прикоснувшись к истории наших стальных магистралей.

Центральный вход в "Музей железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев
Центральный вход в "Музей железных дорог России". Фото: Алексей Алексеев

Автор выражает благодарность администрации "Музея железных дорог России" за гостеприимство и содействие в организации "ночной" фотосъёмки, а также персонально благодарит заместителя директора по связям с общественностью Ольгу Корневу за дружеский приём.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК