Во время состоявшихся в Тюмени всероссийских соревнований проект "На лыжи!" взял эксклюзивное интервью у тренера одной из групп национальной команды Маркуса Крамера. Мы решили разбить его на две части. В первой – ответы на спортивные вопросы: про Устюгова, Большунова, Непряеву, Легкова, Вяльбе, командную тактику.
Маркус, давайте ненадолго вернёмся к прошедшему сезону. В чём вы ошиблись, подводя спортсменов к чемпионату мира в Зеефельде?
Ошибка… Мы сделали слишком много тяжёлой работы перед чемпионатом мира. Думали, что нужно поработать побольше, но перебрали. Спортсмены моей группы были слишком уставшими, когда приехали на чемпионат мира.
Сергей Устюгов часто получается травмы, когда находится вне группы. Стоит ли постоянно идти ему навстречу?
В ситуации с Сергеем всё не совсем так, как вы говорите. Он проводил очень хорошую работу в этом сезоне, всё было замечательно. Со сбора в Давосе он уехал чуть раньше остальных, поскольку у его друга была свадьба, на которой он хотел присутствовать. Он самостоятельно тренировался в Тюмени 2-2,5 недели, но делал это без физиопроцедур. А они нужны ему каждый день, поскольку с его телом постоянно проблемы. В итоге он немного перебрал с нагрузками и с его спиной случилось примерно то же самое, что и два года назад во время «Тур де Ски» с мышцами его спины. Я бы не сказал, что это серьёзная проблема.
Получается, что ему в течение всей карьеры необходимы подобные процедуры?
Да, он должен делать их каждые два дня. Это совершенно нормальная ситуация для спортсмена высокого уровня, который много тренируется и испытывает серьёзные нагрузки. Хорошая физиотерапия просто необходима. Буквально за день до первой гонки в Тюмени у Сергея возникли боли в спине, из-за чего он не смог принять участие в соревнованиях, хотя очень хотел. С ним всё будет в порядке.
В вашей группе ещё есть спортсмены с подобными проблемами?
У кого они есть, то у каждого свои: у кого-то спина, у кого-то руки, у кого-то ноги. Но спина для лыжников самое важное.
Устюгов капризный спортсмен? Сложно ли вам с ним работать?
Совсем не сложно, а Сергей вовсе не капризный. На тренировках он делает абсолютно всё, о чём мы говорим, что обсуждаем. Мы много разговариваем с ним о тренировках, поскольку для меня важно получать обратную связь. В этом плане с ним нет ни малейших проблем. Но он очень много тренируется, а его тело, возможно, не такое сильное, как у других спортсменов. Зато когда оно в порядке, он очень силён.
Ему нужно синхронизировать свои желания со своими возможностями?
Конечно. Но сильные спортсмены всегда хотят большего. Они хотят отодвинуть пределы своих возможностей как можно дальше, и поэтому работают ещё больше. Но они должны знать, что помимо тренировок нужно отдыхать и внимательно слушать, когда тело посылает сигналы.
Вы научили этому Александра Легкова, теперь пытаетесь научить Устюгова?
Да, я стараюсь. Но ситуация отличается. Разные ребята, разный характер. Я никогда до Легкова не видел спортсменов, которые могут так много тренироваться. У него ведь практически не было проблем со здоровьем, а это позволяет делать очень много. Устюгов может почти то же самое, но его тело даёт ему сигналы, что пора притормозить.
Ваша группа на сезон потеряла Юлию Белорукову. Уже ждёте её возвращения?
Безусловно. Она очень важна для нашей группы. Юля – сильная, молодая спортсменка, которая точно знает, чего хочет. У неё сильный характер, высочайшая мотивация. Мы все рады за неё и ждём возвращения ещё более сильной.
За сезон, проведённый вне группы, Анастасия Седова в чём-то прибавила или наоборот?
Я бы не сказал, что Анастасия стала слабее. С отцом она делала совсем другие тренировки, не такие, как у нас. Она прекрасно понимает, над чем нужно работать. Прошлый сезон, на мой взгляд, стал для неё достаточно успешным. Да, не совсем получилось на чемпионате мира, но перед турниром она сильно заболела и не смогла показать того, на что действительно способна. Но когда спортсменка в топ-10 общего зачёта Кубка мира, это говорит о её высочайшем потенциале.
Вы уже успели рассмотреть скрытые возможности Анны Нечаевской?
На самом деле, Анна несколько раз уже присоединялась к нашей группе – перед «Тур де Ски», на Олимпиаде в Пхёнчхане, так что у меня было достаточно времени, чтобы изучить её возможности. Скажу так: в коньке она может быть очень сильна, в топ-6 или даже выше на гонках Кубка мира. Да, у неё есть проблемы в классической технике, но мы над ними работаем. Конечно, когда спортсмену 25 лет или больше, сложно что-то поменять. Анна очень мотивирована, хочет работать, и я думаю, что ей потребуется примерно год, чтобы её результаты стали более стабильны.
Наталья Непряева в Тюмени выиграла у всех с огромным преимуществом. Она настолько сильна?
Скажу честно, я очень впечатлён тем, что она показала. Наталья очень, очень сильна! Она выглядит сильно, технично. Она в очень хорошей форме. Думаю, зимой расклад сил несколько поменяется, и мои девочки не будут выглядеть в сравнении с ней так, как на этих соревнованиях. Я не знаю, что Наталья делала до стартов в Тюмени, но мы совершенно к ним не готовились. В прошлом году спортсмены моей группы также не показали здесь хороших результатов, но нужно понять – для нас это отличная тренировка, не более того. Мы идём по иному пути, чем другие группы.
Что скажете про Большунова? Хотели бы поработать с таким спортсменом? Им восхищается даже Легков.
Конечно. Для любого тренера будет хорошим опытом поработать с таким спортсменом. Он очень молод, силён и талантлив, такие атлеты рождаются, возможно, раз в 20 лет в мире. В России должны быть счастливы, что за команду выступает такой лыжник. Для других спортсменов он является хорошим раздражителем. Мы стараемся бороться с ним и выйти на такой же уровень. Надеюсь, в будущем нам это удастся сделать. Но ещё раз: для российских лыж просто здорово, что есть такой спортсмен, как Александр Большунов.
С кем из спортсменов вам пришлось сложнее всего за всю карьеру?
С Александром Легковым. Он особенный. Когда он попросил меня в 2011-м помочь, для меня это был абсолютно новый опыт. Мы приступили к работе, он становился всё более и более сильным, а мне становилось всё сложнее и сложнее его тренировать. Когда он становился лучше, то хотел ещё больше и больше, и нужно было вовремя его тормозить, чтобы Александр не перешёл границы. Я никогда не видел спортсмена, который мог бы тренироваться так много и с такой мотивацией, как это делал Легков. Никто в моей нынешней группе этого не может. Я счастлив, что он достиг главной вершины в карьере, а я несколько лет работал с таким спортсменом.
Вы часто общаетесь?
Каждую неделю. Он ведь продолжает тренироваться каждый день. Александр хоть и завершил карьеру, но всё равно остался в спорте. Ему очень интересно то, что мы делаем на тренировках. Легков состоит в нашей группе в whatsapp, он мотивирует и подталкивает остальных. Александр всегда первым поздравляет нас, когда мы добиваемся результатов. У нас отличный контакт с ним.
Зачем вам такая большая группа? На этом настаивала Елена Вяльбе?
Да. Я много раз пытался объяснить, что мне сложно работать с таким большим количеством спортсменов. Сейчас я работаю и с мужчинами, и с женщинами, и дистанционно с некоторыми спринтерами. Как на всех найти время? Но иногда я не могу сказать «нет». Елена говорит, что нужно взять того или другого спортсмена, и я это делаю. Знаете, у неё очень хорошее чутьё на то, какого спортсмена в какую группу определить. Она знает о своих спортсменах абсолютно всё и в большинстве случаев принимает верные решения. В тех результатах, которые показывала сборная России в последние три года, очень велика и её заслуга.
Как относитесь к тому, что в России три больших основных группы и молодёжная команда Егора Сорина? Это намного усиливает конкуренцию, заставляет спортсменов постоянно работать на максимуме. Нет риска их загнать?
Для спортсменов риска нет, перетренированности у них не будет. А конкуренция внутри сборной – это хорошо. Посмотрите на мужскую сборную, у нас ведь 10-12 спортсменов, которые способны успешно выступать на Кубке мира. Да, сложно попасть в число тех, кто в итоге едет на этапы Кубка мира, но это придаёт и мотивацию. Раз ты пробился на этот уровень, то можешь претендовать на место в топ-10 или топ-15 в гонках. В целом такое разделение национальной сборной – плюс для всей команды.
Но можно ли в таких условиях говорить о командной тактике?
Тут нам есть над чем работать. В конце концов, каждый спортсмен бьётся за свой результат. На главных стартах и таких многодневках, как «Тур де Ски», было бы неплохо применить командную тактику, а это очень непросто сделать. Тут нужно вести большую работу, чтобы объединить спортсменов из разных групп и добиться улучшения в данном вопросе.
Во второй части интервью Маркуса Крамера ответы на вопросы о русском языке, русской музыке, русской литературе, зарплате в сборной России и даже политике.
Проект "На лыжи!"
Оставайтесь с нами! 😉
Проект "На лыжи!": http://nalyzhi.ru
Наш инстаграм: https://www.instagram.com/nalyzhi
Мы vkontakte: https://vk.com/nalyzhi