Сегодня я вам расскажу о том как проходил отбор в римскую армию во времена империи. Хочу отметить, что данный вопрос остается спорным среди историков по нескольким причинам, в том числе разным толкование одних и тех же терминов или недостаточное количество источников. Процедура набора носит название dilectus. Она всегда поручалась ответственному лицу, занимавшему высокое общественное положение
С 235 по 238 год Римская империя управлялась колоссом, известным под именем Максимин Фракиец. Как гласит «История Августов», прежде он был пастухом, затем провел большую часть жизни в военных лагерях, где постепенно повышался в звании, вплоть до самого высшего. Такая карьера свидетельствует наверняка о характере исключительном и, безусловно, частью вымышленном; но отчетливо видно, что судьба этой личности была определена в тот день, когда он вступил в армию. На этом примере подчеркивается первостепенное значение воинского набора.
Но данная проблема представляет гораздо более глубокий интерес для современных историков, поскольку она касается состояния общества: из какого региона (или регионов) и особенно из какой среды выходили солдаты? Эти вопросы более важны, чем представляется на первый взгляд, так как от происхождения человека в значительной степени зависит место, которое он займет; это отражало коллективное сознание античной эпохи — сын центуриона с большей легкостью получал воинский чин, нежели сын простого солдата. Впредь речь будет идти не столько об исключениях, сколько об исследовании общего характера, в той мере, конечно, в какой позволяют источники. С учетом сказанного в предыдущих разделах, само собой разумеется, необходимо выявить различия между разными типами боевых единиц, с одной стороны, и между командным составом и рядовыми — с другой.
Очевидно, что не нужно и невозможно изучить в рамках данного труда систему набора высшего командного состава. Ведь всякий сенатор должен был, как правило, пройти должности трибуна латиклавия и легата легиона, каждый всадник обязан был начать свою карьеру со службы в коннице (но мы знаем и исключения). Подобная задача подразумевала бы изучение двух этих сословий в совокупности, работа, которая сама по себе потребовала бы больше одной книги. В то же время с учетом того, что эти должности в армии являются практически обязательными и занимаются всеми или почти всеми, существует опасность, что в подобного рода исследовании окажется невозможным выявить много подлинных моментов.
К VI веку власти официально признали отряды burcellarii в составе римской армии. Эти отряды состояли из конных воинов, верных лично полководцу. Со временем подобным образом будут строиться феодальные отношения. Старые comitatenses уменьшились в числе, также как и гарнизоны. Изменилось и оружие. Главным оружием римской конницы стал лук (вероятно, под влиянием персов или гуннов). Ударные конные части состояли из германцев-федератов, которые к VI веку превратились в регулярные части тяжелой конницы.
Во многом набор в конницу проходил также как и в пехоту. Военная служба передавалась по наследству. Дети солдат и ветеранов, а также военачальников, обязывались служить в войске, если только не имели физических недостатков. Кроме того, в войско могли поступить добровольцы, особенно много их было из числа германцев, живших за пределами Империи. Существовали даже специальные премии для поступавших на службу добровольцев. Однако, военная служба была непопулярна, поэтому этих двух источников было недостаточно для того, чтобы полностью укомплектовать войско. Приходилось прибегать к призыву.
Будучи элитой армии, всадники получали большее жалованье, имели более высокий социальный статус, вели более приятный образ жизни, чем простые пехотинцы. В результате, с кадрами в коннице было все относительно в порядке. Флавий Вегеций Ренат, автор V века, писал, что в кавалерию набирали тех, кто уже прослужил в пехоте. Но существовали и другие методы набора. Законы 326 года определяли, что “сын ветерана конницы поступает прямо в конницу, если у него есть конь”. И ” если сын ветерана имеет двух коней, или раба и коня, его следует сразу взять на должность circitor”. Вероятно, новобранцы знатного происхождения или имевшие навыки верховой езды, также могли попасть сразу в конницу, даже если их отцы там не служили. Варвары также могли попасть сразу в конницу благодаря этим двум обстоятельствам.
Традиционная система набора в армию сломалась в V веке. Хотя набор отдельных солдат продолжался, чтобы укомплектовать армию, приходилось нанимать на службу целые племена варваров в обмен на деньги или землю. Известные полководцы набирали свои частные армии. Солдаты этих частных армий были главной ударной силой римского войска в V-VI веках. Буцеллярии все были всадниками, их набирали из числа опытных солдат приграничных областей и из числа варваров. В VI веке Прокопий писал, что среди буцелляриев преобладают армяне, киликийцы, каппадокийцы, писидийцы, исуарии, фраки, гунны, персы. В “Стратегиконе” рекомендовалось, чтобы все части состояли из ветеранов и новобранцев. Иначе “старые солдаты сами по себе могут оказаться слабыми, а молодежь, в свою очередь, неопытная и неорганизованная”.
Источники:
https://ciwar.ru/nabor-v-vojsko-v-rimskuyu-armiyu/
https://www.roman-glory.com/le-bohec-nabor-v-vojsko