В этой статье вы узнаете интересные особенности игры в шахматы, а также простой способ выучить правила игры!
Шахматы считаются главной игрой развивающей стратегическое виденье. Это потому что в ходе игры человеку необходимо воспроизводить в своей голове последовательность ходов и вероятный ответ на эти ходы своего противника.
Геополитика не обходится без стратегического виденья и саму её часто ассоциируют с шахматной партией которую ведут между собой два лагеря. В прошлом такими лагерями были СССР и США, в наше время в качестве игры двух лагерей можно представить "глобалистов" и "изоляционистов".
Считается, что шахматы придумали в Индии, а разделение фигур по ролям соответствует стратам общества. Также известна легенда про изобретателя шахмат, который попросил за свою игру всего лишь 2^64 зёрен пшеницы - с каждой клетки в два раза большей зерён. Оказалось, что такого количества зерна в королевстве не существует.
Учитывая невообразимую ценность шахмат для человечества не так много известно. В википедии можно узнать не так много:
Ша́хматы (перс. شاه مات ‘шах мат’, буквальный перевод «шах умер») — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.
Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всём мире — «индийская», «византийская» и др. Согласно наиболее распространённой из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры, поскольку именно тогда её правила получил оттуда персидский шах Хосров I Ануширван (531—579)[9].
Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Её потомком на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку сложились правила, которые сегодня известны как «классические».
Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных соревнований.
Шахматы самая популярная игра и вид спорта!
Одно время я довольно сильно увлёкся шахматами на любительском уровне. Правда я не только играл в них, но и размышлял, как появилась эта игра. Кому в голову пришла совокупность фигур и доски в чёрно-белую клетку. Ведь кроме фигур и доски для шахмат ничего больше не используется, в отличие от многих современных настольных игр.
Например, кости, карточки, банкноты и т.д. Это ведь очень удобно и лаконично, доска и фигуры и всё… Не нужно собирать банкноты и раздавать их игрокам, в общем сложно придумать что-то ещё более лаконичное и не требующее дополнительных правил и контроля со стороны игроков.
Есть конечно крестики-нолики, точки, го и прочие игры, но такого числа вариантов игры как в шахматах там нет. Сразу хочу сказать, го безусловно тоже интересная и популярная игра, но стратегия игры в го совершенно иная чем в шахматы (хотя тоже развивает стратегическое виденье и пространственное мышление).
Ну и не будем забывать, что шахматы по-прежнему остаются самой популярной стратегической игрой и даже считаются отдельным видом спорта! В университете записавшись на шахматный кружок, я без зазрения совести прогуливал физкультуру… за что мне конечно позже было стыдно.
Интересные особенности шахматам или как быстро понять правила игры
Хочу поделиться своими наблюдениями которые сложились у меня в ходе игры в шахматы. Эти наблюдения скорее можно отнести к категории философия игры в шахматы. Самое интересное, что шахматы отражают реальные законы политики и геополитики. Для наглядности давайте представим, что противодействие происходит между двумя политиками. Как у нас принято говорить, партнёрами и "злейшими" друзьями, например, Дональдом Трампом и Джо Байденом (будущее противостояние в 2020 году) - которые готовы на всё для устранения конкурента с шахматной доски.
В шахматах соблюдается очерёдность ходов и первыми ходят белые. С этим связано первая особенность шахмат.
Первая особенность. Демонизация противника...
Чёрные и белые фигуры ассоциируются со светлыми и тёмными. Добром и злом, днём и ночью - аналогий можно привести много. В детстве мои друзья часто не хотели играть чёрными из-за двух причин:
1. Белые ходят первыми, а быть первым всегда почётнее и удобнее в любом деле (в народе говорят "первый парень на деревне", "кто первый встал того и тапки" и т.д.). А также стратегически важно - с начала игры белые имеют на 1 возможность хода больше чем чёрные (при игре с компьютером есть возможность подсчёта числа вариантов для каждой из сторон).
2. Белые ассоциируются с правильной "стороной", все люди хотят быть "правыми". А проиграть правильной стороной как-то стыдно даже. Во всяком случае более обидно, чем чёрными.
По факту всё наоборот получается... Это один из важных принципов политики. Мы объявляем нашего противника сущим варваром, "осью" зла и наши доблестные солдаты могут с чистой совестью насаждать свободу и демократию!
По факту белый король и есть настоящий агрессор...
Вторая особенность. Король это манипулятор!
Всем известно, что король главная фигура на поле. Почему так? Почему игра заканчивается, когда королю ставят шах (по факту король оказывается битой фигурой)?
Если сравнить шахматы с шашками, то в шашках стороны играют до последнего солдата... Следовательно фигура короля это манипулятор, который в свой ход движет другими фигурами своего цвета. При этом король может ходить только на 1 клетку в любую сторону. И это логично, король должен руководить, а не бегать по шахматной доске.
Уходить, укрываться, ликвидировать угрозу
Кроме того король может закрываться от ударов другими фигурами. Если он не поставлен "шах", поле не находится под ударом (смотри картинку с королями и ферзями), а также между ним и ладьёй нет других фигур он может сделать "рокировку", залечь на дно - король прячется в самый угол доски при этом закрываясь охраной (прямой, грубой силой).
То есть автор игры буквально воспроизводит аватар человека на шахматной доске. А это даже уже немного магия, если хотите шахматное вуду такое. Потому когда ставят "ШАХ" нужно защищать короля. В этот момент король не может ни о чём думать, так есть угроза его жизни - он должен защитить себя - либо уйти с клетки под ударом, либо заслониться, либо побить фигуру поставившую шах.
Когда ставится "шах" фактически мы блокируем аватар игрока на шахматной доске, в переносном смысле создаём угрозу его жизни. Ну и название игры "ШАХ УМЕР" подтверждает моё наблюдение. Может быть поэтому люди так не любят проигрывать в шахматы.
Третья особенность. Роли фигур - это возможности страт.
Третий секрет касается инструментов Короля (фигур которыми он управляет). Для наглядности мы уже "выбрали" стороны и решили, что белый король это Дональд Трамп (к примеру), а чёрный король - Джо Байден. Это неважно кто есть кто, это может быть спор в любой сфере - суд, торговля, война, предвыборные дебаты...
Пешки
В нашем случае пешки будут фактами или свидетелями. Радиус действия пешек не большой, как и у короля только 1 клетка. Пешки ходят прямо, а бьют наискосок, факты могут подтверждать и усиливать друг друга (этого бы не произошло если бы пешки били прямо).
Противник к примеру, начинает выдвигать линию обвинения и выстраивает череду фактов. А мы в свою очередь разворачиваем линию защиты. То есть фактам противника противопостовляет свои. Если бы они пешки били также как ходят, мы не могли создавать на доске цепочки из "фактов". Была бы просто рубка - все пешки в отсутствии защиты были бы довольно быстро убраны с доски.
Однако пешки не так просты как может показаться на первый взгляд, эта фигура отличается от всех других своей уникальностью. Как каждый солдат мечтает стать генералом, так и пешка дойдя до конца доски может стать любой фигурой кроме короля (однако пешки могут иидти только на противника, они НЕ ХОДЯТ И НЕ БЬЮТ НАЗАД). Кроме того, со старта (если пешку не двигали) пешка может походить сразу на две клетки. При этом если пешка пересекает поле которое находится под ударом пешки противника - это называется "взятием на проходе", противник может убрать вашу пешку с доски. Взятие на проходе возникает только в случае, если пешки противника перешли на вашу сторону поля (5 и 6 клетки с вашей стороны доски, на картинке "взятие на проходе" возможно на красной клетке).
Конь
Конь как известно ходит буквой "Г" - при этом может перескакивать через фигуры. От него нельзя закрыться фигурой! Можно побить коня устранив угрозу или уйти из поля боя. В центре поля конь может контролировать до 8 клеток, в самом углу только 2 (см. важность фигуры). В случае политической игры - это форс мажор, компромат или киллер "одиночка" как водится в США.
Слон
Слон или офицер это косвенные обвинения. Слоны ходят по диагонали и никогда не пересекаются (есть белый слон и чёрный слон и они верны своей диагонали до конца игры). Поэтому два слона не могут защитить друг друга. Косвенные силы можно сравнить с факторами из разных областей. Например, у Трампа может быть оружейное и нефтянное лобби. Они могут создавать давление на оппонента в разных сферах, но в жизни они не пересекаются.
Ладья
Ладьи это прямые обвинения или мощные традиционные силы - полиция, военные, судебные приставы. Эти службы могут прикрывать и усиливать друг друга. Это прямая, грубая сила действует также - прямолинейно. Ходит только по вертикали или по горизонтали. Однако для того чтобы использовать грубую силу, нужно раскрыть свою линию обороны. Как и в жизни медленнее всех она задействуется именно она.
Ферзь
Люди которые называют ферзя королевой - не правы. Любая фигура это страта, а не личность (кроме короля конечно). Это такой пресс-секретарь и "правая" рука короля. Раньше эта должность называлась "визирь", сейчас она скорее соответствует премьер министру или госсекретарю (смотря на какой доске игра - внутри страны или на мировой арене). Ферзь обладает всеми возможностями действия и прямыми, и косвенными. Ходит в любую сторону на любое количество клеток, при этом он НЕ МОЖЕТ перепрыгивать через фигуры как конь.
Четвёртая особенность. Сила фигуры - определяется возможностями её страты.
Все фигуры равны, сила в возможностях. Как и в жизни силу фигуры определяют возможности её использования. Ферзь отличается от пешки только тем, что может ходить и бить в любую сторону. При этом любая фигура убирается с доски одним ударом, а пешка может побить ферзя или поставить мат королю...
Этот закон учит нас, что все мы только люди. И кем бы вы не были королём или простой пешкой, всего один ход может вознести вас на вершину славы или убрать с доски!
Пятая особенность. Важность фигуры зависит от страты и положения на доске.
Стратегически все фигуры имеют свою ценность которая связана с возможностями фигуры. Ферзь, например, стоит восемь пешек. Потерять ферзя в начале игры - фактически проиграть партию. Да и не в начале тоже, поэтому не теряйте ферзей!
Слон и конь стоят по три пешки. Ладья - стоит пять. При этом очень важна позиция фигуры, от этого зависит её стоимость для вашей комбинации непосредственно. Иногда пешка или конь могут стоить больше ферзя, если в следующий ход это ферзь будет побит. А конь в центре доски стоит больше коня в углу доски.
Желаю вам хороших шахматных партий и помните, что в жизни в отличии от шахмат может произойти всё, что угодно...
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Если статья наберёт 100 лайков напишу продолжение по шахматным комбинациям.