Найти тему

Мои заметки о «Генерале Морозе»

Помню, как читал, будто провал, которым закончилось наступление на Москву, сам Адольф Гитлер объяснял, что продвижению его войск помешали погодные условия. А так бы если бы не морозы, то он бы ух!..

И тут есть проблема, с которой я самолично столкнулся, учась еще в школе. Суть ее заключается в том, что в учебных заведениях продолжают освещать события тех лет с той позиции, что на стороне Советского Союза выступил сам «генерал Мороз».

Признаюсь, не знаю, как с этим делом сейчас обстоят дела в плане преподавания истории в школе, но в моей памяти упоминание того, что сама погода была на стороне советских войск, засело прочно.

И ведь, это касается не только событий Великой Отечественной Войны, но и войны 1812 года. Помимо перечисления множество русских и советских генералов, военных операций под их командованием, учителя, помню, говорили, как о чем-то само собой разумеющемся о жутком похолодании, которое помогло защитить Родину-матушку.

Да и сейчас, бывало, смотришь какой-нибудь документальный фильм БиБиСи, а там тебе на голубом глазу заявляют, что, мол, благодаря морозам, ударившим в ноябре 1941 года, советская армия получила преимущество и смогла сдержать наступающие войска неприятеля под Москвой. И вот иногда даже создается ощущение, что они говорят об этом с некоторым сожалением. Но это так, к слову.

Возникает вопрос: зачем мы подыгрываем нашим западным «недрузьям»? Зачем мы плодим миф о том, что, в частности, неудачи войск Третьего Рейха в 1941 году были связаны чуть ли не исключительно с резким похолоданием, которое подобно манне небесной снизошло до советского народа? Зачем?

Ведь, на мой сугубо личный взгляд, дела обстоят совсем-совсем иначе, чем это принято представлять.

А довод мой заключается в следующем: давайте оценивать не то, как мороз повлиял на немецкие войска, а на то, как немецкое командование подготовилось к ведению боевых действий.

И тогда можно вполне себе утверждать, что генералы Третьего Рейха допустили ряд грубых серьезнейших ошибок при планировании военной операции против СССР.

А именно (то, что мне навскидку пришло в голову):

1. Недооценили уровень подготовки советских войск

2. Недооценили уровень вооруженности советской армии (давайте сюжет фильма «Враг у ворот» оставим на совести его создателей, которая, скажем прямо, замутнена некоторыми расистскими представлениями о русских людях);

3. Недооценили моральный уровень советских граждан;

4. Не учли влияние немецкой же пропаганды и поведения немецких солдат, как фактора, способствовавшего консолидации советских граждан;

5. Не учли роль большой территории в организации обороны;

6. И, в контексте темы: командование Третьего Рейха абсолютно не было готово к ведению боевых действий в зимнее время, особенно это касается зимы 1941-1942 годов, то есть фактор погодных условий явно был упущен. Наверное, свое дело сделал мягкие климат французской Ривьеры и скоротечная операция против Норвегии, которая, к слову, омывается Гольфстримом.

Пагубность и ошибочность теории «генерала Мороза» заключается еще и в том, что она создает ложное впечатление, будто бы на советскую армию критическое падение температуры не оказывало никакого влияния.

Открою вам секрет, что таки да, оказывало и еще какое! В конце концов, у русских тоже по две руки и ноги, голова, температура тела держится на уровне 36,6 градусов Цельсия и вообще, русские люди в принципе такие же, как люди, населяющие Германии. Да, это противоречило пропагандистским установкам Третьего Рейха (а иногда мне кажется, что это противоречит установкам Евросоюза), но это не отменяло того факта, что температура окружающей среды оказывала ровно такое же действие на советских солдат и технику, как и на немецких военных и их вооружение.

Минус двадцать градусов и метель для советского рядового равны минус двадцати и метели для немецкого рядового. Да и любого офицера, чего уж там.

Так в чем же дело, спросите вы? Если мороз оказывал одинаковое воздействие и на тех и на других?

Все дело в планировании и снабжении, отвечу я.

Рейх допустил серьезные просчеты при планировании операции «Барбаросса». Немецкое командование, по всей видимости, ослепленное удачами операций в Польше и Франции (да и вообще в Европе), решило, что Красная армия будет разбита в не менее короткие сроки. И первые месяцы войны со всей решимостью укрепляли их в этом мнении. К тому же, будем честны, немцы, по всей видимости, стали жертвами своей же пропаганды, которая говорила, что да, враг на востоке коварен и опасен, но одновременно, недалек и глуп, а потому, загнать его за Уральский хребет не составит большой проблемы. По большому счету, на мой взгляд, немцы оказались в плену своих иллюзий.

Ну, вот скажите мне, неужели в Третьем Рейхе не знали, что существуют времена года и иногда приходит зима, а вместе с ней выпадает снег, лед сковывает дороги и вообще становится очень холодно? Да нет же, конечно же, знали! Просто были уверены в другом исходе кампании, а потому напрочь не стали заморачиваться, что будет, если война затянется. Не исключено, что они даже не рассматривали такого варианта, как поражение, и что в этом случае стоило бы делать. О причинах такой уверенности я писал выше.

И тут ведь налицо еще одно логическое противоречие: заморозки не мешали, а наоборот помогали продвижению войск по дорогам, которые в ходе осенней распутицы превратились в непроходимое месиво. Так чем же «генерал Мороз» помогал советской, а до этого русской армии? Да, собственно, ничем.

Советскому союзу помогли не холода. Советскому Союзу помогли ошибки и просчеты военного командования Третьего Рейха. Ровно так же как ошибки советского командования помогли Германии нанести ряд крупнейших поражений в первые месяцы боевых действий, что стоило Москве сотен тысяч попавших в плен красногвардейцев. Архивные кадры, иллюстрирующие это, можно без труда найти в сети.

Более того, то, что мороз и холод вовсе не являются естественными союзниками России (во всех ее ипостасях), продемонстрировала блокада Ленинграда, в которой люди умирали не только от голода, но и от холода. И когда вы видите фото и кинохронику с забавно закутавшимися в тряпье замерзающими немецкими солдатами, знайте, в то же самое время от холода умирали в Ленинграде.

Таким образом, не мороз спас советскую армию, а невозможность немецкого командования обеспечить теплыми вещами собственных солдат, в то время как советская армия, наученная горьким опытом Финской войны (что мешало немцам учесть этот опыт, написано выше), выдавала своим бойцам те самые ватники и валенки.

Следует помнить, что победы и поражения складываются из ошибок одних и предвидения других.

И погодные условия, в данном контексте, всего лишь фактор, который одни учли, а другие были слишком самонадеянны, чтобы это сделать.