В последнее время всё крутятся в памяти разные песни о Родине.
Вспоминается детство, школьный холодный коридор с коричневым полом, Валентина Васильевна в строгом учительском костюме цвета этого пола (уверены, что такие костюмы специально где-то шили для всех учительниц СССР) выстроила нас-первоклашек полукругом, и мы поём и поём песню о Родине…
«То берёзка, то рябина
Куст ракиты над рекой…»
Зачем мы пели на переменке? Чтоб не бегали и не шумели, а стояли, мёрзли, страдали и проникались Родиной.
Если есть великая рок-песня о Родине, то это она — «Родина» группы «ДДТ».
Написана она на излёте существования мега-государства СССР, но ясно, что речь там идёт не только об этом государственном образовании.
Упоминаются в песне родные каждому русскому сердцу плахи (так великий Мандельштам, чувствуя себя в некотором роде «подкидышем» в русской культуре, умолял «только любили б меня эти мёрзлые плахи»).
Речь идёт о Сверх и Над России.
России, которая всегда здесь пребывает, несмотря на государства и социальные институты.
Такой метафизической Родине и пропел свой гимн-страдание Юрий Шевчук.
(Видео с сайта YouTube )
Каковы её черты?
В удивительной песне Шевчука Родина двоится (уродина и красавица), она «к сволочи доверчива», а к своим детям-народу — «ля-ля-ля…» — относится безответственно, её любит и ей ужасается герой.
Это одновременно и место, и антропоморфный образ. Герой же вынужден возвращаться к этому месту-образу снова и снова, кружась в заколдованном кругу «сотни раз» вместе с другими такими же страдальцами-влюблёнными:
«Сколько раз, покатившись, моя голова
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина».
Цикл вечного возвращения на Родину включает в себя обязательное страдание-мучение от «палачей, начальников», ожидание спасительной «дали», топтание по кругу (даль не достижима, если ходишь по кругу!) и всё венчает неминуемая гибель на вечной плахе.
В песне есть и надежда (как ни странно, но это всё же 89-й год, тогда люди могли надеяться!), и даже просьба:
«Ты не дай им опять
Засучить рукава
Суетливых ночей».
Эх, хочется сказать, эх…
Вторая песня под названием «Родина» принадлежит группе «БИ-2»
(Видео с сайта YouTube )
Песня датируется 2017 годом.
Признаемся, что прежде всего нас поразил минималистический самодеятельный клип с берёзками и транспарантами. Это, надо сказать, художественный шедевр.
Песня «Родина» группы «БИ-2» проникнута тоской. Она вроде как пытается закамуфлировать эту тоску некой хипстерской глумливостью, но не получается.
Вместе с тем, мы сразу слышим в ней знакомые садо-мазохистские мотивы, характерные для наших исследуемых песен о Родине:
«Пристрели меня, как блудного пса.
Я в своей любви готов идти до конца.
Бей меня по морде до потери лица, -
Я бродяжничать устал».
Герой песни группы «БИ-2» ещё более несчастен (если это возможно!), чем герой песни Шевчука. Он сирота и бродяга, он мечтает снова обрести жестокую мать-Родину.
Но у него есть и просьбы — «выключить шум», чтобы заняться своим музыкально-поэтическим делом.
Реальность этой Родины такова, что она неминуемо превратит героя песни в козла отпущения.
Интересно, что любая биографическая статья о фронт-менах группы «БИ-2» начинается с того, что они «белорусская группа из города Бобруйск».
О какой Родине они поют?
Осмелимся сделать предположение, что о той же самой, что и Шевчук…
О Родине постсоветского человека — пребывающей вечно, требующей жертв, о фантастической «Империи», которая (по словам песни Лёвы и Шуры) «зла».
Но бедные метафизические сироты продолжают её любить. До смерти.
Вот об этой Родине спел и великий БГ :
«Восемь тысяч двести верст пустоты,
А все равно нам с тобой негде ночевать.
Был бы я весел если бы не ты,
Если бы не ты моя Родина — мать».
Эта поэтическая и личная жертвенность соединяет песни «БИ-2», «ДДТ», «Аквариума» со стихами Ахматовой ( «Отними и ребёнка, и друга…»), Мандельштама ( «и для казни…топорище найду»), Блока (»И пусть над нашим смертным ложем…») в одном смысловом поле.
Вот такое смысловое поле у нас.
Поле. Русское поле…