Найти тему
Древний Мир | История

Как древний Рим стал христианским

История христианства неразрывно связана с Римской Империей. Иисус, как известно из Евангелий, проповедовал в Иудее, ставшей римской провинцией в 6 г. н.э. Распят он был по приговору римского наместника, префекта Понтия Пилата. Апостолы шли проповедовать в другие провинции, а потом и в сам Рим, где вскоре образовалась христианская община — к ней обращается апостол Павел в своём «Послании к Римлянам». Сам он несколько раз бывал в Риме и более того, имел римское гражданство. Именно поэтому, когда Павел при императоре Нероне был приговорён к смертной казни, его не распяли, а отрубили ему голову — римских граждан распинать было нельзя.

«Усекновение главы св. Павла». Энрике Симоне, 1887 г.
«Усекновение главы св. Павла». Энрике Симоне, 1887 г.

В первые века христианство в Римской Империи распространялось в основном среди низов общества. Этому способствовали особенности официальной римской религии. Римляне поклонялись главным богам Империи — Юпитеру, Юноне, Марсу, Квирину (его обычно отождествляют с легендарным основателем Рима Ромулом). Рабы и прочие лица без римского гражданства не могли участвовать в празднествах в честь этих богов и приносить им жертвы. Не менее важными для римлян были боги «родные», которых называли «пенаты» — обожествлённые предки, духи домашнего очага и данного конкретного римского рода. Разумеется, у бедняков не было собственных особняков в Риме и значит, не было почитаемых изображений и бюстов предков.

Домашний алтарь в древнеримском доме. Современная реконструкция.
Домашний алтарь в древнеримском доме. Современная реконструкция.

Рабы как правило были родом либо из дальних провинций, либо вообще из-за лимеса. Многие рабы были взяты в плен или захвачены в разграбленных римлянами селениях. Большинство бедняков были вольноотпущенниками или же свободными людьми, приехавшими в Рим издалека. Их родные божества и могилы предков остались далеко на родине. Поэтому культ бога, которому безразлично происхождение и социальный статус его адептов, сразу же обрёл популярность в этой среде. Похожих культов было несколько — египетский культ Сераписа и Исиды, ближневосточный культ Митры и наконец, христианство.

Подземный храм Митры в Риме. Современное фото.
Подземный храм Митры в Риме. Современное фото.

Все эти культы начали распространение среди городской бедноты. Например, когда римский сенат в 53 г. до н.э. издал указ о сносе статуи Исиды на Капитолии, не нашлось рабочих, согласных исполнить этот указ. Простой народ Рима отчасти из почитания этой богини, отчасти из суеверного страха, не хотел принимать участие в подобном оскорблении божества. Не менее популярным был культ Митры, получивший наибольше распространение среди легионеров. Святилища этого культа («митреумы») археологи находят в основном именно в Риме. Апогей влияния этой религии приходится на II-III века н.э. Сам император Коммод принимал участие в мистериях Митры, но официальным культом Римской империи митраизм так и не стал.

Казни христиан в Колизее. Современная иллюстрация.
Казни христиан в Колизее. Современная иллюстрация.

Христианство долгое время жестоко подавлялось и преследовалось официальными римскими властями. Сперва римляне считали христиан разновидностью иудеев-сикариев, то есть повстанцев и террористов, воюющих с Римом на Ближнем Востоке. Потом, когда христиан стало больше и они начали проникать в военную среду и средний класс, появилась другая причина для борьбы с этой религией. Христиане отрицали божественность императоров. Они отказывались приносить даже символические жертвы на алтари языческих богов, в том числе на алтарь императора. А это по римским законам означало «оскорбление величества» и каралось смертью. С точки зрения римской власти, христиане были заведомо нелояльным элементом. Поэтому христианскую веру в Древнем Риме пытались искоренить самыми жестокими способами.

Бронзовая голова Клавдия II Готского. III в. н.э.
Бронзовая голова Клавдия II Готского. III в. н.э.

Только в период кризиса Римской Империи, в III в. н.э., гонения прекратились. Император Галлиен отменил преследование христиан специальным эдиктом в 262 г. н.э. При сменившем его на троне Клавдии II Готском также не было массового террора. Хотя сам Клавдий христианам не благоволил. В частности, он казнил святого Валентина, праздник которого сейчас отмечают 14 февраля. Именно в этот день в 270 г. до н.э. епископ Валентин был приведён к императору Клавдию, отказался отречься от Христа, и был за это обезглавлен.

Сохранившиеся части «колосса Константина», IV в. н.э.
Сохранившиеся части «колосса Константина», IV в. н.э.

Во время правления Диоклетиана начался новый период борьбы с христианством. Всех христиан, служивших в армии или при дворе, заставляли отречься от своей веры, а в случае упорства вынуждали подать в отставку. Диоклетиан издал несколько эдиктов, в которых требовал разрушить все христианские церкви, запретить собрания верующих, сжечь христианские книги, отправить в тюрьму священников и глав общин. Но в Риме разгоралась гражданская смута, было бы глупо восстанавливать против себя часть гражданского общества, поэтому вскоре император отменил эти эдикты и разрешил богослужения. В 312 г. к власти пришёл Константин I Великий, сделавший христианство официальным культом. После него именно христианство стало главной, а потом и единственной разрешённой религией в Римской Империи и впоследствии — в Византии.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев