Найти в Дзене
Московит

Боевые топоры-чеканы на Руси.

Ранее в этом блоге мы разбирали общую классификацию русских топоров и вопрос их распространенности на Руси. Однако, тема применения боевого топора - комплексная и включает в себя различные типы этого оружия. Как и говорилось в прошлой статье, большую часть находок русских топоров сложно отнести к исключительно боевому оружию. Однако, сегодня мы поговорим о типах русских топоров, очевидно предназначенных лишь для поражения противника (I-III типы по Кирпичникову).

Небольшой (вес - около 200 грамм) аланский топорик. Был найден в Ташлянском лесу.
Небольшой (вес - около 200 грамм) аланский топорик. Был найден в Ташлянском лесу.

Большинство подобных топориков относятся к боевым чеканам. Впервые это оружие появилось в составе комплекса вооружения кочевников-скифов еще в VI веке до н.э. На Руси же чеканы появились в X веке и были заимствованы у кочевых народов Юго-Востока. Их появление напрямую связано с походы русских в Поволжье и на Каспий. В X-XIII веках топорики-чеканы получают широчайшее распространение, существует 95 находок этого типа оружия на территории Руси. Дальнейшее распространение этого оружия в Европе же связано уже с русским влиянием.

Скифский топор VII-II веков до н. э. Его вес - 850 грамм.
Скифский топор VII-II веков до н. э. Его вес - 850 грамм.

Топорики-чеканы X-XI веков отличаются от более поздних лишь деталями. Этот тип боевых топоров от других отличает узкое продолговатое лезвие треугольной формы и квадратная (реже - круглая) в поперечном сечении приставка обуха, выполненная в форме маленького молоточка.

Вот такая секирка-чекан (II тип по Кирпичникову) весом 200 грамм была найдена в Кировоградской области.
Вот такая секирка-чекан (II тип по Кирпичникову) весом 200 грамм была найдена в Кировоградской области.

Практически все боевые чеканы были обнаружены в дружинных захоронениях, это свидетельствует о их боевом применении. На этот же очевидный вывод нас наталкивает характерная форма лезвия, неудобная даже для мелкой походной работы. Распространению узколезвийных топоров способствовало постепенное утяжеление комплекса вооружения русской дружины и их предполагаемых противников. На момент XI-XII веков кольчатая защита корпуса получила повсеместное использование, наряду (а иногда - и вместе) с ней применялись ламеллярные доспехи. Топоры I-III типов же лучше других подходили для поражения именно одоспешенного врага. Кольчуга не могла остановить огромную энергию, сосредоточенную на маленькой площади удара. Ламеллярные пластины же, в лучшем случае, сильно деформировались при ударе, что приводило к жутким травмам. Современные эксперименты показывают, что чаще всего чекан вырывал целые куски "броней дощатых", а пластина, попавшая под удар, входила в тело воина вместе с лезвием. При точном попадании под нужным углом боевой чекан пробивает любой средневековый железный шлем. Впоследствии, повсеместное применение этого типа оружия (наряду с развитием дробящего оружия) приведет к утолщению пластин всех доспехов в XIV-XV веках.

Совсем маленький топорик (I тип по Кирпичникову) весом около 100 грамм.
Совсем маленький топорик (I тип по Кирпичникову) весом около 100 грамм.

Чекан на Руси был не только боевым оружием, но еще и символом высокого положения воина. С небольшими изменениями, они применялись ратниками вплоть до конца XVII века. Отказ от тяжелых доспехов, для противодействия которым и создавалось это оружие, сделал боевые чеканы ненужными, и они вышли из употребления.

И в конце, пожалуй, самая известная находка русских топоров-чеканов - владимирский топорик из ГИМа. Владельцем топорика принято считать Андрея Боголюбского (1111-1174 г.г.), однако, судя по орнаменту на нем, он был изготовлен еще в первой половине XI века. Изображения на нем сопоставимы с традиционными сюжетами северной мифологии, однако также могут воспроизводить сюжеты русских былин (например, «Добрыня и змей»).
И в конце, пожалуй, самая известная находка русских топоров-чеканов - владимирский топорик из ГИМа. Владельцем топорика принято считать Андрея Боголюбского (1111-1174 г.г.), однако, судя по орнаменту на нем, он был изготовлен еще в первой половине XI века. Изображения на нем сопоставимы с традиционными сюжетами северной мифологии, однако также могут воспроизводить сюжеты русских былин (например, «Добрыня и змей»).