Один из самых любимых многосерийников советского времени, посвященный работе милиции в лице тройки ЗнаТоКов – следователя Павла Знаменского, оперативника Александра Томина и эксперта Зинаиды Кибрит. Сценаристы - Ольга и Александр Лавровы. Александр Лавров долгое время работал в следственном управлении, поэтому сценарии их авторского тандема с женой, столь достоверно прописаны, да к тому же основаны на реальных событиях.
14 февраля 1971 года вышла первая серия («Черный маклер») из предполагавшихся четырех. Александр Томин (Леонид Каневский) присутствует на суде по делу группы расхитителей из магазина. В афере задействованы практически все сотрудники, главарь – он же заведующий Шахов (Борис Иванов) – изобличен и посажен. Но до вынесения приговора дело не доходит – на суде все свидетели отказываются от прежних показаний, заявляя, что оговорили заведующего из-за страха перед настоящим главарем – бухгалтером Шутиковым.
В настоящее время Шутиков (Сергей Приселков) находится в бегах, на этапе следствия он не выглядел значимой фигурой, а потому не был помещен под стражу. И сейчас «валить» на него – очень удобно. Томин не верит в невиновность Шахова, да Знаменский (Георгий Мартынюк) – тоже не верит. Более того – накануне суда Знаменскому пришло анонимное послание, предупреждающее о том, что на суде все будут лгать и выгораживать Шахова. Ну а теперь предстоит доследование и розыск Шутикова.
Уже в первой серии авторы фильма четко определяют роли каждого из героев в этом коллективном «Шерлоке Холмсе». Надо сказать, что сам ход – заменить сыщика-одиночку не на двоих напарников, а на троих, – был весьма оригинален. Конечно, я могу ошибаться, но, мне кажется, ранее такой вариант не использовался никем.
И этот ход является крайне удачным – во-первых, не нужно изображать сыщика этаким глыбой-человечищем со сверхспособностями, каждый персонаж получил свои таланты: Зиночка (Эльза Леждей) – интуицию и наблюдательность, Знаменский – аналитику и углубленность при работе с документами, Томин – способности к перевоплощению и умение идти по следу. Отсутствие супергероя позволило также придать динамики киноповествованию: здесь нет нужды пересказывать ход рассуждений – логические цепочки выстраиваются во время бесед героев.
Разумеется, успех сериала был бы невозможен без замечательных актеров – Мартынюка, Каневского, Леждей, которые сумели найти такое воплощение для своих персонажей, которое проявило личности каждого: личности интересные и различающиеся, нетривиальные. Причем, Мартынюку досталась задача самая сложная, поскольку Знаменский является персонажем практически идеальным, а играть такого очень сложно, чаще всего идеальные парни на экране оказываются бесцветными.
Но актеру удается преодолеть проблему, и мы видим человека, страстно болеющего не только за дело раскрытия преступления, но и за души оступившихся. И второе для него даже важнее чем само следствие.
Здесь, скорее всего, сценарист Александр Лавров вложил в Знаменского немного от себя: это он был «болен» профилактикой преступности, задумывался о том, как сделать, чтобы люди, свернувшие на кривую дорожку, смогли выправиться – именно этому посвящены некоторые книги Лавровых, вышедшие до «Знатоков».
Также в фильме снимались Аркадий Песелев (Артур Кротов, помощник Шахова), О. Якунина (тётя Шутикова), Юрий Катин-Ярцев («Чёрный маклер») и другие
Продолжение – о следующих сериях – будет.
Дело второе - "Ваше подлинное имя"