Найти тему

Метрополитены мира. Выпуск 83. Хельсинки

(с) Jonik, CC BY-SA 3.0
(с) Jonik, CC BY-SA 3.0

Рассказываем, как работает метрополитен Хельсинки – самый северный в мире.

Что наши скандинавские соседи любят наверняка, так это надёжность. Именно поэтому каждое решение финны взвешивают настолько тщательно, насколько это возможно. И именно поэтому, для открытия метрополитена в Хельсинки понадобилось 27 лет анализа, планирования и неспешного строительства.

Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro
Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro

Сначала собственными силами, а потом при содействии экспертов из Гамбурга, Стокгольма и Копенгагена городской совет Хельсинки несколько лет оценивал темпы развития финской столицы и перспективы строительства в ней системы метро. Долгие споры, опасения, поиск источников финансирования и желание открыть для горожан по-настоящему надёжный и комфортный городской транспорт привели к тому, что первый пассажирский поезд Helsingin metro вышел на линию 2 августа 1982 года, хотя сама идея метростроительства была озвучена ещё в 1955 году.

Торжественная церемония открытия состоялась в присутствии девятого президента Финляндии Мауно Койвисто и его супруги Теллерво. Президентской чете и всем горожанам в тот день представили шесть станций первого пускового участка от «Раутатиентори» («Железнодорожный рынок») до «Итякескус» (в Восточном Хельсинки).

Открытие метро в Хельсинки (с) Jan Alanco, CC BY 4.0
Открытие метро в Хельсинки (с) Jan Alanco, CC BY 4.0

За последовавшие годы Хельсинский метрополитен несколько раз расширялся. Актуальная на сегодня схема насчитывает 25 станций и одну с половиной линии. Официально линий две – М1 и М2, но фактически они имеют общий маршрут следования и разветвление от станции «Итякескус» в сторону «Вуосаари» (конечная на М1) и «Меллунмяки» (конечная на М2). В западной части конечной станцией является «Матинкюля», открытая в 2017 году и расположенная уже не в самом Хельсинки, а на территории его города-спутника Эспоо.

Станция "Urheilupuisto" в Эспоо. Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro
Станция "Urheilupuisto" в Эспоо. Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro

Несмотря на развитую сеть трамваев, автобусов, паромов и вело инфраструктуры метрополитен является самым быстрым и часто используемым общественным транспортом Хельсинки. Шесть дней в неделю подземка работает с 5:30 до 23:30, а по воскресеньям – с 6:30 до 23:30. Проезд стоит около 200 рублей, а приобретённые в метро билеты действуют и на всех остальных видах транспорта в пределах города. Купить проездной билет можно разными способами. Найти специальный автомат в вестибюле станции. Зайти в магазин R-kioski. Отправить SMS на специальный номер или воспользоваться приложением HSL Mobiililippu, в котором онлайн-билет выйдет дешевле на 50 рублей.

Причин спуститься в метро Хельсинки у пассажира-туриста может быть несколько. Во-первых, линия проходит под центральным железнодорожным вокзалом, откуда следуют поезда в сторону аэропорта. Во-вторых, гулять по Хельсинки лучше, конечно, пешком, но, если времени осталось совсем немного, а хочется успеть всё и везде, поездка на метро придётся очень кстати. В-третьих, Хельсинский метрополитен – образец скандинавской эстетики и дизайна с нордическим характером. Здесь встречаются отсылки к прошлому в виде «наскальных» рисунков в переходах и современный подход к визуальному и световому оформлению общественного пространства.

Источник: www.urbanrail.net/eu/fi/helsinki/helsinki.htm
Источник: www.urbanrail.net/eu/fi/helsinki/helsinki.htm

Особенности метрополитена в Хельсинки:

· Названия станций дублируются на финском и шведском языках. Но до 2014 года станцию «Кайсаниеми» (сейчас – «Хельсинский университет») объявляли только один раз, поскольку на обоих государственных языках слово произносится одинаково.

· Основная информация о станциях и проезде в метро также переведена на английский.

· В Хельсинки принято стоять на правой стороне эскалатора, чтобы спешащие пассажиры могли свободно пользоваться левой стороной.

Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro
Источник: www.hel.fi/hkl/en/by-metro

· Велосипеды в метро – дело привычное и разрешённое, но не в час-пик.

· Подвижной состав представлен тремя типами поездов – финского, немецко-французского и испанского производства.

· Финские (первые в метро) поезда 1977-1984 годов выпуска в 2009 году были модернизированы и прослужат подземке ещё 10 лет.

· Пассажирам надо внимательно выбирать вагон, в некоторых запрещён проезд с животными, на что указывает символ с перечёркнутой собакой.

· Как и во многих метрополитенах Европы, в Хельсинском нет турникетов, но есть контролёры и штраф за безбилетный проезд.

· Между станциями «Руохолахти» и «Сёрнайнен» тоннель метро проложен в скале.

· Почти половина станций и маршрута находятся на поверхности.

· Это самая северная в мире система метро.

(с) Ralf Roletschek,  Free Art License 1.3
(с) Ralf Roletschek, Free Art License 1.3