Найти тему
Жизнь под стук колес

Сапсан: 10 лет в России

18 декабря 2009 года на линии Москва – Санкт-Петербург началось регулярное движение скоростных поездов «Сапсан», и уже этой зимой они отметят свое десятилетие.

Электропоезда «Сапсан» производятся компанией Siemens специально для ОАО «РЖД». Немецкая компания производит целое семейство высокоскоростных поездов под названием «Velaro». На сегодняшний день такие поезда успешно эксплуатируются в Германии, Испании, Турции и других странах.

Электропоезд Siemens ICE 3 в Германии
Электропоезд Siemens ICE 3 в Германии
Электропоезд Siemens Velaro E в Испании
Электропоезд Siemens Velaro E в Испании
Электропоезд Siemens Velaro Tr в Турции
Электропоезд Siemens Velaro Tr в Турции

Электропоезда, производимые для России, получили название «Velaro RUS». Их главной отличительной чертой является ширина колеи: 1520 мм вместо европейской колеи 1435 мм. Кроме того, ликвидирован магниторельсовый тормоз, применён более высокий уровень герметизации подвагонного пространства, воздухозаборники вынесены на крышу для предотвращения попадания в них мелкого снега, мощность прожектора увеличена в 8 раз, система управления поездом совместима с российскими устройствами связи и СЦБ. Также «Сапсаны» оборудованы автосцепкой СА-3 (расположена под носовым обтекателем) для возможности сцепки со стандартным для России подвижным составом.

Автосцепка СА-3 расположена под носовым обтекателем
Автосцепка СА-3 расположена под носовым обтекателем

Данный факт не отменяет возможности сцепки электропоездов по системе многих единиц с помощью автосцепки Шарфенберга.

Сцепка электропоездов по СМЕ с помощью автосцепки Шарфенберга
Сцепка электропоездов по СМЕ с помощью автосцепки Шарфенберга

ОАО «РЖД» активно использует сдвоенные «Сапсаны» в периоды пиковых нагрузок с целью удовлетворить повышенный спрос пассажиров.

12 ноября 2014 года был официально зарегистрирован мировой рекорд: сдвоенный поезд «Сапсан», длиной 500,78 метров, состоящий из 20 вагонов был признан самым длинным высокоскоростным поездом в мире.

Электропоезда поставляются в Россию в двух модификациях:

  • ЭВС1 – работающие на постоянном токе;
  • ЭВС2 – работающие как на постоянном, так и на переменном токе.

Использование двухсистемных электропоездов ЭВС2 позволило организовать движение на участке Москва – Нижний Новгород.

Электропоезд ЭВС2, работающий как на постоянном, так и на переменном токе
Электропоезд ЭВС2, работающий как на постоянном, так и на переменном токе

Максимальная конструкционная скорость электропоезда составляет 300 км/ч. Однако в России это значение уменьшено до 250 км/ч. Более того, почти на всем протяжении линии Санкт-Петербург – Москва поезд следует со скоростью 200 км/ч и разгоняется до максимальных 250 км/ч лишь на небольшом участке дороги.

Конструкционная скорость поездов «Сапсан» составляет 300 км/ч
Конструкционная скорость поездов «Сапсан» составляет 300 км/ч

На линии Москва – Нижний Новгород скорость «Сапсанов» не превышала 140 км/ч из-за чего использование скоростных электропоездов на данном участке было признано нецелесообразным. 1 июня 2015 года движение «Сапсанов» на нижегородском направлении было прекращено. Вместо них начал курсировать поезд «Стриж» с вагонами Talgo. Однако уже 1 марта 2018 года «Сапсаны» возобновили движение до Нижнего Новгорода.

На данный момент скоростные поезда «Сапсан» перевозят более 5 миллионов пассажиров в год и это количество растет из года в год, всего с 2009 года перевезено более 30 миллионов пассажиров.

Более 30 миллионов пассажиров перевезли электропоезда «Сапсан» за 10 лет, строго соблюдая расписание движения вне зависимости от погодных условий
Более 30 миллионов пассажиров перевезли электропоезда «Сапсан» за 10 лет, строго соблюдая расписание движения вне зависимости от погодных условий

7 июня 2019 года на Петербургском экономическом форуме между ОАО «РЖД» и компанией Siemens был подписан контракт на поставку 13 десятивагонных электропоездов «Сапсан». Таким образом, к 2023 году в распоряжении ОАО «РЖД» будет 29 скоростных поездов.