Когда я разобрался с этим, то с легким сердцем забрал сына на семейное образование...
Эта статья - не критика учебника Петерсон, а попытка понять: почему дети понимают математику хуже и хуже, а “уникальных” методик и учебников появляется все больше?
Возвращение блудного учебника
Учебник Петерсон был изъят из школ в год “Крымской весны”. Но похоже, что “мафия действительно бессмертна”.
Давайте представим: чего это стоило - официально запретить столь яркий учебник?
- Сколько копий было сломано внутри Системы?
- Сколько жалоб было написано родителями перед этим?
- Насколько удручающий была реальная статистика многолетнего использования “уникальной методики”?
Можете себе представить, какой силы удар пропустила влиятельная группировка в Системе, чтобы школам запретили закупать этот учебник на бюджетные деньги?!
Историческая справка
Л.Г. Петерсон - ученица Н.Я.Виленкина, автора одного из самых известных и издаваемых более 40 лет учебников по математике. Среди соавторов Наума Яковлевича мы обнаруживаем и фамилию некоего тов. Жохова. Что опять отправляет нас к “уникальным и очень секретным” методикам. (Методика тов.Жохова действительно секретная и это действительно очередной “развод кроликов”. Ищите в Сети, только правильно составляйте запрос: “отрицательные отзывы” :).
Я пишу с долей юмора, но это все очень серьезно.
Подковерные войны - самые жестокие. Победители имеют почти все, побежденные же остаются под ковром в нервных судорогах.
Но иногда случается, что Шварценегеровское “I’ll be back” случается … И тогда все становится еще серьезнее.
Об эффективности учебника Петерсон
Я мог бы рассказать о методике Петерсон по-существу, но здесь ограничусь некоторыми психологическими соображениями …
- Подумайте: если бы у Вас были доказательства успеха Вашей методики - стали бы Вы их скрывать?!! Это же осиновый кол в Ваших недоброжелателей и конкурентов!
- И разве при наличии доказательств появились бы такие вот “доказательства”:
“Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон.”
- “Уважаемая Людмила Георгиевна! Вы позиционируетесь как ведущий эксперт-математик: разве Вы не слышали о том, что “математика - точная наука” и любит цифры? Разве Вам не совестно подменять доказательства пустыми фразами?”
Молчит Людмила Георгиевна, не отвечает на крики разочаровавшихся родителей.
“Детки по Петерсон" в началке - просто молодцы! Но почему же с 5-6 класса они перестают выделяться? А с 7, когда появляется алгебра, частенько катятся с математических вершин быстрее “обыкновенно обученных”?
Нет статистики - нет и доказательств
У меня нет статистики, следовательно, нет и доказательств. Но их нет и у Л.Г. Петерсон.
Однако я много разговариваю с родителями, читаю форумы, наблюдаю, анализирую и оцениваю выборки данных. Да и понять смысл “уникальной методики” для меня несложно. (Приходилось работать в институте прикладной математики, руководить лабораторией, заниматься методами творчества. И даже преподавать в школе).
"Множества во множестве": эксперименты
Возьмем, например, “множества”, во множестве присутствующие в учебниках Петерсон с первых классов. Да сколько об этом уже ругаются и насмехаются действительно серьезные математики! Например, академик В.И.Арнольд, один из ведущих математиков 20 столетия.
А эксперименты?
...Дети, которым в 1-2 классах давали понятие множеств, в старших классах понимали математику хуже, чем “не занаученные”.
Все-таки немного скатился в математику. Вернемся к психологии.
Психология обучения (монолог школьного учителя)
Давайте попробуем вжиться в образ, заглянуть в душу школьного учителя. Не того, который учит, а авторитетного. Эксперта, которому обрыдла школьная рутина и он мечтает …
О чем может мечтать эксперт во время очередного урока?
- “Вот учу тут оболтусов: каждый год одно и тоже. Палочки, крючочки, устный счет, таблица умножения, задачки про Машу и Сережу с их кислыми яблоками ... Надоело! Да и зарплата прихрамывает, не успевая за “средней по региону”.
А учебники?
Мне и самому(ой) в них многое непонятно, поэтому приходится запоминать. Да и разве только в учебниках дело? А рынок труда, а родители, а гаджеты?
Где все мои мечты!? Так и буду выслушивать жалобы родителей, лебезить перед директором, бегать репетитором, стирая каблуки в пыль?”
По-человечески мне это очень понятно. И совсем без иронии …
Но отпущенная на свободу мысль уже начала творить ...
- “А не изобрести ли мне что-нибудь этакое? Вон сколько всякой дряни другие наизобретали!"
Нелогичные мы с вами существа!
Человека не понять логически. Исключительно через чувства.
Женщины такие вещи проделывают на раз-два-три. А мне нужно трудиться, вспоминать ситуации ...
Общая примета времени
Чем меньше результатов, тем больше нововведений и вранья. Яркого, гениального, впечатляющего.
Как только уровень образования стал проседать - понеслось!..
Игровой подход
- Игровой подход.
- Восхождение от абстрактного к конкретному.
- Раскрашенные во все цвета радуги буквы и слова.
То, что внимание ребенка рассеивается, становится труднее улавливать суть - плевать! Зато как ярко и красиво! А как уникально! Да и учителю не так скучно. А если что, то перекрасить по своему, “уникально” - не проблема. А там уже и до новейшей методики рукой подать.
А если наклеить цветные фантики на кубики, то сразу - фурор!
То, что дети путаются в смыслах, теряют ориентиры, перестают понимать сложные, не раскрашенные тексты (данные PISA), так это …
Я получил ответ на критику!
- “Вы не специалист, а мы - эксперты! Поэтому не лезьте, сначала образование получите! А еще вы завидуете и занимаетесь очернительством! Вот!”.
Развлекают игровым подходом учителя главным образом сами себя.
Детям на таких “уроках” конечно тоже весело.
- “Дети с радостью бегут ко мне в класс, спрашивают: когда же будет следующее занятие?!! Мам прямо за руки ко мне тащат! Вот как им нравится!”
- “Но гаджеты им тоже нравятся еще больше. Они такие цветные и игровые …”
- “Ну, сравнили! Гаджеты - это подавление психики, синдром недостатка внимания!”
Нееет!
Еще один эксперт, педагогический академик Асмолов говорит, что без гаджетов теперь - никуда. Нужно только научиться их использовать в образовании. А еще (совсем по-современному) нужно нам, взрослым, учиться у малышей.
“У меня есть 4-х летний друг”,- рассказывает Асмолов (цитирую по памяти кусок видео из ютуба),- “Он меня учит”. Далее про то, что академик не разбирается в смартфонах, а малыш как родился, так сразу и разбирается. И теперь учит академика.
"Такие вот эмоции мы испытывали до перехода на семейное образование"
А молодые дамы сидят кружком и восхищенными глазами внимают словам Мэтра.
- “Что они лет через 10 запоют",- думаю я,- "когда большинство их ”молодых друзей” просядет сначала в школе, а потом и в жизни?”
Ничего они не запоют.
Это учителя сидят кружком …
К тому времени забудут они тех, кого “учили”. И будут вокруг другого Мэтра кружком сидеть. А у кого сложится, сами мэтрами станут … Сейчас не время разрушать их гипноз …
Вот примерно такие эмоции, приправленные логикой, испытывали мы с супругой в течение 5 лет прежде, чем поняли окончательно: "тут рыбы нет и ловить тут нечего". И забрали сына на семейное образование.
Знаете, как нам теперь хорошо?
Обновления канала здесь. А лайк - ниже.