Найти в Дзене
Интересная техника

Линкоры, ставшие авианосцами

Оглавление

До этой идеи додумались, конечно, японцы после проигранного императорским флотом сражения у о. Мидуэй. Восстановить корабельные силы после сокрушительного поражения было невозможно, а оставшаяся пара авианосцев на борьбу со все более могущественным американским флотом была не способна.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, японцы решили переоборудовать в авианесущие корабли других классов, в том числе входящие в состав вспомогательного флота и гражданские суда. В этот список попали также и два устаревших линкора «Исэ» и «Хюга».

Модернизация оказалась незначительной - были лишь сняты две кормовые башни главного калибра с размещением на их месте полетной палубы, пары пороховых катапульт и ангара, вмещающего всего девять самолетов. Еще 11 машиномест находились прямо на палубе. Катапульты были необходимы из-за очень малой длины полетной палубы - 70 метров, чего не хватало даже для взлета, не говоря уж о посадке.

Помимо половины башен главного калибра линкоры в ходе переделки лишились всей противоминной артиллерии, но значительно увеличилось число зенитных орудий дальнего действия и автоматических орудий.

Основное вооружение

«Хюга» до переделки в авианосец
«Хюга» до переделки в авианосец

Это, конечно, самолеты. Самое интересное, что в бою «Исэ» и «Хюга» могли использовать самолеты лишь однократно - взлетать с короткой палубы при помощи катапульт они могли, а вот садиться - уже нет. Можно было использовать камикадзе, либо самолеты должны были садиться на нормальный авианосец или береговой аэродром.

Но все же было решено сформировать авиагруппу из гидросамолетов. После выполнения задачи они должны были приводняться рядом с кораблем, а на палубу подниматься при помощи крана. Гидросамолеты у японцев, кстати, в то время были неплохие. Это пикирующий бомбардировщик Е16А1 «Дзуйюн», а также знаменитый «Зеро», поставленный на поплавки.

Боевое использование

Повоевать авианосцам «Исэ» и «Хюга» довелось очень мало. Сформировать авианесущую группу для них получилось только в 1944 году, после чего корабли направили защищать Формозу. В ходе боев с качественно и количественно превосходящей американской авиацией все японские гидросамолеты сгорели.

Далее линкоры-авианосцы приняли участие в битве за Филиппинские острова. Американская палубная авиация практически не обращала внимания на эти старые и странные корабли, сосредотачивая удары на классических японских авианосцах. В итоге лишь «Хюга» получил попадание бомбы в скос полетной палубы, что на его боеспособности в виду отсутствия самолетов никак не отразилось.

После сражения «Исэ» и «Хюга» вернулись в метрополию, и из-за отсутствия в стране топлива встали на прикол и использовались для противовоздушной обороны. В 1945 году американская авиация, наконец, добралась и до этих кораблей, удачно сбросив на каждый из них более десятка тяжелых бомб.

Гибель «Хюга»
Гибель «Хюга»

В результате линкоры оказались подтопленными на мелководье, и восстанавливать «Исэ» и «Хюга» японцы не стали. Подняла их для разборки на металлолом уже американская аварийно-спасательная служба. «Исэ» эта участь постигла в 1946 г., а «Хюга» - в 1952 году.