.
О Владимире Маяковском, я может быть и высказывался, порой пренебрежительно, однако, если, даже, я, с такой интонацией, и высказывался о самом трагичном гении советской эпохи, (говоря без иронии, но и без пафоса), высказывался я скорее по напускному, (в чем, собственно, спустя время, и признаюсь), чем на полном серьезе. На Маяковском, (который, начиная с моих 16 лет, являлся долгое время самым моим любимым поэтом), я рос, и даже, какое-то время, подражал ему в стихах, имея в виду свое поэтическое творчество. Однако, как я уже и ранее признавался, я люблю лишь все то , что люблю с самого детства, (Андерсен, Грин, и Лермонтов - до сих пор, мои любимые Романтики ), или то, что я полюбил уже после двадцати, двадцати пяти лет, ко всему иному, которое, я начал любить в период "подростковой ломки", относясь, в лучшем случае, снисходительно. В силу моих чисто психологических причин, мне уже сложно писать о Маяковском. Однако, попробую начать .Начну с тайны личности Маяковского, хотя может быть, это и неправильно, потому, что у большого поэта лишь тайна поэзии - ведет к тайне его личности, а не наоборот. Однако, Маяковский тем и неповторим, что это поэт голоса, а не письма, "поэт от жизни". Поэтому, немного поговорю о личности Маяковского. Итак, в чем самая большая тайна Маяковского? Я думаю, прежде всего, в том, что Маяковский кажется сильным, но сильным он никогда не был, именно это и составляло его главную тайну.
Как правило, в огромных (физически) людях, живет тайная слабость, которая ими и руководит. Я бы сказал, что Маяковский был олицетворением случая подростка-переростка, чем сильного человека, в пользу этой версии, говорят множество примеров из жизни Маяковского.
Например, случай, когда Маяковский плакал за дверью, пока его любимая Лиля- ему изменяла с другим, не говоря о том, что Маяковского легко мог уязвить Есенин, или Северянин, (по воспоминаниям современников), перед которыми, такой огромный Маяковский, сразу же, терялся, не говоря о том, наконец, что Маяковского легко подавила советская власть, которой он служил своим даром, лебезя перед Лениным, и что хуже того, совершенно по клоунски признаваясь Ленину в любви. Маяковский, только на сцене изображал из себя крутого, и сыпал перед переполненными залами брутальными остротами, вызывая у публики восхищение. Потому, что сцена, не жизнь, сцена - это имидж, и образ, в который ты входишь. Однако, это была трагическая слабость, над которой нельзя смеяться.
Смеяться над Маяковским не только невежественно, но и безнравственно.
Что б понять Маяковского, его нужно, вначале, полюбить. В конце концов, таким было условие гения Маяковского, условие силы его лирического героя, (с которым, Маяковский себя начал отождествлять) как впрочем, и образа сильного "революционера-сверхчеловека", который Маяковскому и вправду удался. Хотя, до революции, Маяковский себя называл "не мужчиной, а облаком в штанах", в глубине души понимая свою тайную суть, (как и причину своей слабости), и даже в ней признаваясь. Просто, позднее он видимо, сам забыл о том, что он "облако в штанах". Впрочем, послереволюционный Маяковский , тема уже, отдельная . Да и говоря о поэтах, следует отметить, что среди поэтов, мало было людей сильных.
Поэт и не должен быть сильным.
У поэта - другое служение, и другая природа. Из всех поэтов, может быть, один Лермонтов - и был исключением. Потому что, в отличие от Маяковского, Лермонтов был, я бы сказал, не просто волевым, а личностью с чрезмерно сильным характером, и с зашкаливающей, временами, волей (за что его, видимо, в конце концов, и убили).Сила у Лермонтова, обладает неподдельным " натуральным ореолом".По Лермонтову, это как-то сразу же, ощущается, особенно в стихах, по которым идет ток - надземной силы, неизвестного происхождения. У кого угодно, а у Лермонтова, точно не встретишь все эти сентиментально-истеричные " Мария дай!", (которыми рыдал Маяковский), стих Лермонтова в отличие от Маяковского не горяч, а холоден.
Не сух (как у Баратынского), а просто холоден и надмирен, по форме.
Однако, поэзии Лермонтова присуща не только сила и холод, но и настоящие чувства и неземная красота. Это сочетание (неземной красоты и силы, а так же, холода и чувства), и составляет поле притягательности поэзии Лермонтова. В Лермонтове и вправду было нечто от ангела.Однако, Облаком в штанах, Лермонтов конечно же, не был.
В русской поэзии Облаком в штанах был один Маяковский.
И хотя бы, в этом, и состоит уникальность Маяковского как поэта. А кого еще из поэтов, можно было бы, назвать сильным? Пожалуй, Артюр Рембо был сильным, (хотя и демоничным, он был не менее, чем сильным.)Может быть, Рембо и был геем.
Однако, он был волевым, властным, и преступным.
Женственным Рембо, точно не был, Рембо был мужественным, даже жестоким. Может быть, Рембо, мог бы, даже, поспорить и с самым отчаянным преступником своих лет, и тот бы ему проиграл, потому, что сильнее Рембо, было только одно существо на земле. Этим существом, (как ни странно), являлась мать Рембо, из-за которой тот, собственно, и сбежал из дома, превратившись в бродячего поэта-отморозка, наделенного даром Падшего Ангела.
Что я лично думаю о Рембо?
Я думаю, он мог бы убить не только Верлена, (которого, чуть уже не убил в драке),но и десяток других людей, подвернувшихся ему, в этот момент, под руку, если бы Господь - Рембо не остановил, (ибо, гениальных поэтов, видимо, Бог от греха, бережет, потому их, иногда, и забирает молодыми.) Это не Лермонтов, который не хотел стрелять в Мартынова на дуэли. Впрочем, не могу сказать, что Рембо люблю, Бодлера, я, люблю значительно больше.
На фоне Лермонтова и Рембо, Маяковского сильным человеком не назовешь.
Вспоминаю, как у Лены Шварц я однажды спросил, кто у Вас любимый русский поэт в 20 веке? Лена ответила: Кузьмин. Еще, Цветаева. Потом, задумавшись, добавила: И ранний Маяковский. Так Вы же мне противопоставляли Мандельштама - Маяковскому, доказывая мне, что Мандельштам выше? - удивился я. Я это говорила, может быть, в пылу риторики, но Мандельштама я, даже, не люблю, заметила мне, Лена.
Маяковский трагичен, трагичной была и его жизнь, и развязка с ней.
Маяковский стал духовным мучеником Революции, как и заложником своего поэтического дара. Не знаю, даже, что я еще мог бы добавить...Попробую, что нибудь, даже, теперь, сказать в оправдание Маяковского. Поскольку, назвать Маяковского (как человека), просто слабым, конечно же, нельзя, ибо, сама его поэзия служит тому, самым первым опровержением.
Поэтому, начну я с того, что , конечно сила характера и сила воли, далеко, не одно, и тоже.
Люди с сильной волей - это люди способные преодолевать трудные жизненные обстоятельства, добиваясь своих целей, когда как люди с сильным характером, это люди способные преодолевать самих себя. Этим и объясняется, почему, часто, люди, у которых сильная воля - хуже справляются с собой, и чаще боятся одиночества.
Кто такие люди с сильной волей?
Как правило люди с сильной волей, это люди, которым для воли нужен внешний возбудитель, а в более спокойной жизни такие люди быстро свою волю теряют. А бывает, и наоборот, что и люди, у которых сильный характер - не достигают чего-то в жизни, при этом оставаясь людьми стойкими.
Характер и воля – обладают разными векторами силы.
Характер - воля направленная на себя, (а не на внешнюю цель), в отличие от воли, направленной на внешнее.И поэтому ,может быть, правильнее было бы сказать, что пример сильной воли в искусстве - это поэт В. Маяковский, а пример настоящего сильного характера - поэт М.Лермонтов. Не говоря о том, что в любом случае, поэзия такая вещь, которая требует силы.
Бесплотное слово должно обладать весом, и энергией.
Что же касается, поэзии Маяковского, люблю его ранние стихи, особенно стихи "Послушайте!", а еще очень люблю у него трагедию Владимир Маяковский. По моему, это самая гениальная поэма Маяковского, в которой выстроена особенная Мифология, как впрочем и иное отношение к Революции, (более мифологическое, и космическое.)
Маяковский, конечно, Романтиком не был.
Маяковский был Трагическим Реалистом, если охарактеризовать Маяковского раннего, поскольку поздний Маяковский - скорее Утопист.А ранний Маяковский - Трагический Реалист, и Мифотворец. А еще Маяковский русский поэт, потому что, добрый .В христианском смысле добрый и сострадательный, даже я бы сказал, временами чрезмерно, сострадательный. И себя любил (Себе Любимому, так он назвал одно из лучших своих стихотворений), но и в то же время, все страдающее в этом мире жалел .
Стоит привести его стихи "хорошее отношение к лошадям".
Вспомните эти стихи, написанные с колоссальным чувством сострадания. Наконец, вспомните его стихи Послушайте!, звучащее как молитва. Таких стихов вы не встретите не только в русской, но и в мировой поэзии .Вот так вот Маяковский и любил страдал, и жалел, пока сам не стал какой-то Силой приобщенной к Мировому Страданию, которого он сам же и не выдержал, и предпочел в конце концов, расстаться с жизнью.
Потому, что Маяковский и был Облаком в Штанах.
Он об этом заявил не иронично, а трагично. А вот, его Лиличка, сострадательной не была к своему поэту. Она его просто любила, и издевалась над ним. Впрочем, Лиля Брик - тема, уже, отдельная.
О Лиле Брик, говорить даже еще сложнее, чем о Маяковском. Говоря же о Маяковском в нем сочеталась и огромная сила и огромная слабость. Это и составляет поле пронзительности его поэзии, говоря о Маяковском раннем (Маяковском, дореволюционного периода.)
Говорить же о Маяковском советского периода, может быть, не так и интересно.
Что испортило, или сгубило Маяковского, как поэта - уже после революции? Честно говоря, даже не думаю, что любовь к Ленину, Маяковского сгубила. И, даже, не любовь к революции испортила Маяковского. А пафос, Маяковского испортил.
Цветаеву, скажем так, чуть портил, (и портит), но не испортил пафос.
У Цветаевой не было чувства меры, но вкус, за то, был. Да, да, тот самый вкус. Эстетический, .Ии предельно точный и отменный. А у Маяковского - наоборот. Мера как раз была у Маяковского, (уже по форме отточенной видишь.)
А со вкусом у Маяковского было не так хорошо, как у Цветаевой.
Кстати, именно люди без вкуса и попадают в плен идеологий. Даже не знаю, как это объяснить. Просто, наблюдал за людьми, и замечал. Поэтому, воспитывайте в себе эстетический вкус. Наконец, у Маяковского есть замечательная агрессия.
Агрессия, (и в жизни, и в искусстве), и сегодня, редкость.
Озлобленности в людях, и даже, в рок - музыке сколько угодно. А положительной агрессии мало. Положительная агрессия, и есть проявление чистоты воли, ее первого импульса. А злоба есть проявление воли подавленной, и потому, нечистой, воли уже отрицательной, выражаясь в духе Ницше, рессентиментной...
Что такое воля? Воля это и есть положительная агрессия.
Например, в чем очарование раннего Маяковского, его Облака в Штанах? В чистой , положительной агрессии, которая одному Маяковскому и удавалась. Однако, в позднем Маяковском, чарующей , положительной агрессии, почти не осталось. Агрессия и воля его ранней поэзии уступила место плакатам и лозунгам.
Поздний Маяковский убил в себе поэта.
Однако, все -таки, Маяковский хотя бы решился быть трагичным, (хотя, и не был сильным человеком), и этим он и отличался от нынешних художников, которые просто грубят, и допускают мат и порнографию, ни трагичными, ни сильными людьми, не являясь.
Владимир Маяковский, был, хотя бы, трагичным, и по своему, сверхчеловечным.