Найти тему
Самарская Газета

Почему в Самарской области мелеют реки и массово гибнет рыба

Во время экологического тура, организованного компанией «Сибур Тольятти», журналистам и блогерам рассказали о влиянии деятельности человека на окружающую среду и показали несколько объектов, на примере которых такое воздействие видно наиболее отчетливо.

Не тот Царев курган

Первой точкой посещения стал хорошо всем известный Царев курган.

— Это часть Жигулевских гор, — пояснил доктор биологических наук, профессор, и.о. директора Института экологии Волжского бассейна РАН Сергей Саксонов. — Две крупные реки — Волга и Сок, а еще маленькая Курумка в течение многих миллионов лет со всех сторон отмывали этот кусочек — останец. В результате образовалась необычная, похожая на каравай гора.

Человеку понадобилось всего 50 лет, чтобы уничтожить ландшафт, так долго создаваемый природой. Изначально курган был раза в три выше, чем сейчас. Сохранилось много дореволюционных фотографий и несколько работ художников, на которых этот шихан запечатлен в первозданном виде. Когда под Сызранью начали строить железнодорожный мост через Волгу, плиты известняка решили брать на Царевом кургане. Было это при Александре II. Именно тогда было положено начало уничтожению кургана.

Жигулевские ворота — самое узкое место в долине Волги. Источники описывают, что до строительства Волжской ГЭС ширина от правого берега — горы Тип-Тяв до левого — горы Серной составляла всего 700 метров.

-2

Течение здесь было очень сильным. Есть документальные записи о том, что в баржу приходилось впрягать две ватаги бурлаков. Сегодня эти места — памятник природы. Тип-Тяв среди прочего знаменита своими уникальными подземными комплексами. В Самарской области есть лишь два таких подземных городка: штольни в Ширяево и Сокские штольни в горе Тип-Тяв. Оба места весьма популярны у туристов несмотря на то, что ученые не рекомендуют их активно посещать. Там формируются колонии рукокрылых животных. Это ценнейшее убежище летучих мышей.

— В летний период большого вреда рукокрылым люди не принесут, а вот во время зимовки — очень даже могут. Если животные проснутся, то велика вероятность того, что повторно в спячку они уже не впадут, и это может оказаться для них гибельным, — объяснил Саксонов.

А реки все мелеют

О проблемах малых рек рассказал заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Самарской области Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Михаил Соколов.

— В проблемах малых рек зачастую виноваты, конечно, люди, — отметил он. — Природоохранной деятельности человечество начало уделять внимание совсем недавно.

По словам Соколова, маловодность реки Сок в большинстве случаев объясняют тем, что она приток Волги и ее гидрологический режим зависит от ГЭС.

-3

— Зафиксировано несколько случаев, когда неправильная работа гидроэлектростанции приводит к тому, что уровень воды в водохранилище падает ниже нормального и реки начинают мелеть, — рассказал Михаил Соколов. — В этом году был отмечен подобный. В результате произошло обмеление. Упали размеры площадей нерестилища, нагульных площадей для водных биоресурсов. В мае нашим отделом проведено административное расследование. В отношении должностных лиц Жигулевской ГЭС и ПАО «РусГидро» составлены протоколы, материалы находятся на рассмотрении в суде. Ущерб будет оценен осенью, в соответствии с выводами будут предъявлены иски. В 2014 году по аналогичному эпизоду сумма взыскания составила примерно 10 миллионов рублей.

Где рыба?

Журналистов очень волновал вопрос, почему массово гибнет рыба в Куйбышевском водохранилище.

По словам Соколова, в этом году зафиксировано четыре подобных случая: в Хрящевке и Висловке Ставропольского района, а также два эпизода в Климовке Шигонского района. Все они связаны с развитием сине-зеленых водорослей.

Гибнет малек окуневых видов — судак, ерш, окунь. Он очень чувствителен к содержанию кислорода в воде. А сине-зеленые водоросли в период цветения потребляют его большое количество. Снижают уровень кислорода в два раза. Кроме того, при разложении эти водоросли выделяют токсичные вещества, опасные для молоди.

-4

— Когда нам поступает сообщение о массовой гибели рыбы, в течение суток на место выезжают инспекторы, — говорит Соколов. — В прошлом году был один крупный случай. В этом — четыре, но общее количество погибшей рыбы в два раза меньше. Провели отборы проб, донных отложений и погибших особей. Анализ показал, что превышения допустимой концентрации вредных веществ в воде нет. Как пояснили специалисты, усиленное цветение водорослей связано с ГЭС.

— Это не природное, а антропогенное явление, — отметил Саксонов. — Люди создали условия, которые привели к обильному цветению сине-зеленых водорослей, представляющих собой инвазионный вид.

По словам доктора биологических наук, влияние водохранилищ на все притоки очень высоко. Весь ихтиологический комплекс, который был до появления человека, сейчас претерпевает сильные изменения.

— Проблема в том, что мы недостаточно внимания уделяем исследованию этих водоемов. И не всегда понимаем, что происходит в большом бульоне, именуемом Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Необходимо больше исследовательских работ. На научную часть должно быть обращено особое внимание, — считает профессор.

Не всякая лесополоса станет лесом

Кандидат географических наук, директор МКУ «Тольяттинское лесничество», руководитель тольяттинского отделения Социально-экологического союза Андрей Крючков, продолжая тему обмеления малых рек, выделил еще одну причину — вырубку леса.

По его словам, в XIX веке ученый Нестор Генко специально предлагал высаживать в районе водораздела лесозащитные полосы. Чтобы деревья использовать как насос, подтягивающий воду.

В настоящее время практика лесополос забыта. А между тем она показала себя весьма эффективной. В нашем регионе Генко предлагал создавать полосы шириной как минимум километр. Была разработана схема смешения древесных пород таким образом, чтобы в дальнейшем образовался лесной массив. На сегодня в Самарском регионе сохранились три полосы, заложенные Генко. Находятся они в Красноярском, Волжском и Безенчукском районах и выглядят как отдельные лесные кварталы.

-5

В советские времена на территории региона был создан первый лесомелиоративный институт. Разработали государственный план создания лесополос. Деревья сажали разные. Схем смешения существовало много, в зависимости от поставленных задач. Большинству самарцев известны придорожные полосы. Их цель — защищать трассу от продувания.

— Через 15-20 лет эти полосы стали давать значительный эффект, — рассказывает кандидат географических наук. — Они задерживали до 20 процентов влаги, меньше стало проходить эрозионных процессов. Примерно до 70-х годов этими полосами занимались, а потом программу свернули. Появились другие политические задачи. А кроме того, не знали, что дальше с полосами делать.

Поскольку это искусственно созданный объект, за ним нужно ухаживать. Иначе полоса зарастает и меняет свои функции. Генко подбирал такие участки и породы, чтобы потом они сами себя воспроизводили. И эти леса существуют. А созданные советской лесной школой полосы постепенно вырождаются.

— Несколько лет назад мы поднимали вопрос о том, к какому ведомству будут относиться эти объекты, — рассказал Крючков. — Если их передать в лесной фонд, можно было бы проводить санитарно-оздоровительные мероприятия. Но на это требуются средства. Нужно проводить инвентаризацию, уточнять, какой породный состав сохранился, возможно, вводить новые растения. Но лесников мало, техники тоже не хватает, поэтому пока вопрос завис в воздухе.