Найти тему
ДЕТИ ЖДУТ

Пропускать через себя детское горе. Каждый день. Каково это?

Оглавление

Как вести себя, если стал свидетелем детской беды, как пережить её? Каково это — изо дня в день пропускать через себя множество историй детского горя? Как помогать, оставаясь в ресурсе? Об этом — трогательное интервью с руководителем общественного движения «Петербургские родители» и создателем фонда «Дети ждут» Ладой Уваровой на youtube-канале Шуры Искаковой «Я же женщина».

Для тех, кто любит читать на Дзене - фрагмент интервью в виде текста. Если вы любите видео, ищите его в конце статьи.
Созданные Ладой Уваровой НКО помогают детям, оставшимся без попечения родителей. Фонд «Дети ждут» создает анкеты детей, помогает найти приемные семьи, обучает потенциальных родителей и помогает семья, взявшим ребенка из системы, пройти непростой период адаптации. «Сестринский уход» - это няни для сирот в больницах. «Мама рядом» - приют для молодых мам, попавших в сложную ситуацию. «Право выбора» - подготовка значимых взрослых для подростков из детских домов.
Созданные Ладой Уваровой НКО помогают детям, оставшимся без попечения родителей. Фонд «Дети ждут» создает анкеты детей, помогает найти приемные семьи, обучает потенциальных родителей и помогает семья, взявшим ребенка из системы, пройти непростой период адаптации. «Сестринский уход» - это няни для сирот в больницах. «Мама рядом» - приют для молодых мам, попавших в сложную ситуацию. «Право выбора» - подготовка значимых взрослых для подростков из детских домов.

— Как человеку, который каждый день встречается с ужасной бедой, это переживать? Есть ли у вас какие-то психологические способы?

С одной стороны, не будучи человеком сопереживающим, ты просто не придёшь в эту сферу. С другой - если ты приходишь в эту сферу, ты оказываешься в бесконечном соприкосновении с бедой, и тебе надо как-то в этом выжить и что-то сделать. Потому что, если ты просто будешь плакать с утра до вечера, то это никому не нужно. Я в какой-то момент, как человек рациональный, хоть и чувствительный, решила для себя, что каждую ситуацию я рассматриваю, как некий кейс: что я могу сделать? а что не могу?

Еще мне очень помогает, что я — человек верующий. Моменты запредельных душевных перегрузок характерны для тех, кто только пришёл в эту сферу. Когда ты буквально спать и есть не можешь от ощущения, что упускаешь время и возможность кому-то помочь! На этом многие ломаются и выгорают, потому что не могут остановиться. В какой-то момент ты становишься просто неэффективен, если не отслеживаешь это. Вот в такой момент я себе сказала:

«Вот есть всемогущий Бог, он это создал вот в таком виде. Он не хуже, а наверняка лучше меня видит, что происходит. И, наверное, в этом есть смысл, потому что иначе он бы исправил всё щелчком пальцев. У него есть замысел, я могу его не понимать, могу даже не одобрять, но так или иначе наши возможности с Великим Творцом не соотносимы. Я — просто маленькая человеческая единица, которая делает, что может. Но, если даже Создатель не берётся всё это в одночасье исправить, то, что я могу сделать? Я просто делаю, то, что я могу делать. И всё. Просто то, что я могу. Не на мне лежит полная вина и ответственность за то, что происходит с людьми»

И вот, когда я это себе сказала, мне сразу стало намного легче. В какой-то момент надо просто выработать некую позицию, которая тебе позволит существовать.

— То есть когда к Вам приходит запрос на помощь в какой-то ситуации, Вы просто отвечаете себе на вопрос «Что я могу сделать?», не углубляясь в эмоции?

У нас есть отлаженные механизмы помощи. Тебя очень сильно перекрывает, когда ты ничего не можешь сделать перед лицом какой-то огромной проблемы. Когда ты можешь многое — это совсем другая ситуация. За эти 13 лет удалось многое сделать, чтобы появились разные возможности помочь в разных ситуациях, и я эти возможности использую.

Хотя, конечно, всё равно приходится очень со многим мириться. Ну, как с несовершенством мира. Так или иначе мы все с этим живём.

— В одном из интервью Чулпан Хаматова говорит о том, что когда ежедневно сталкиваешься с бедой, болью, смертью, то меняется само отношение к этому. Вот ваше отношение к детской боли как-то изменилось?

К детской боли достаточно сложно изменить отношение, но с этим высказыванием тоже нельзя не согласиться. До той поры, пока ты не вошёл на эту сторону, ты живёшь своей спокойной, уютной, стабильной, ограниченной жизнью, я имею в виду такого представителя среднего класса. Тебя окружают хорошие приятные люди, всё достаточно контролируемо. Ты создаёшь в своём сознании некую площадку, где всё кажется подконтрольным. Да, ты знаешь, что есть какие-то проблемы, но где-то там. Ты так живёшь, говоря себе:

«Нет, не буду об этом думать, это слишком ужасно»

— А еще люди часто говорят себе: «Ну а что я могу сделать?» - и идут дальше…

Это один из механизмов защиты от сокрушительных проблем, которыми мы окружены. Но при этом ты, на самом деле, находишься в довольно угрожаемом состоянии. Потому что, если вдруг тебя что-то выдёргивает из этой защиты, ты оказываешься к этому совсем не готов.

Я считаю, что в тот момент, когда ты переходишь эту черту, когда признаёшь, что правда — это не где-то там. Что есть смерть, боль, есть все эти ужасные вещи, которые люди делают, и вообще, это происходит прямо сейчас. Ты понимаешь, что жизнь такова, и, как ни странно, ты становишься в этот момент взрослее и сильнее. Просто от понимания, что жизнь вот такая. Она сложная.

Это знание и столкновение с тяжёлыми и сокрушительными событиями в жизни других людей, дают тебе возможность ценить каждый прекрасный момент твоей жизни.

Я помню, когда-то даже на эту тему писала пост у себя в соцсетях. Как, выныривая из этого всего, ты едешь домой на своей удобной машине, в свой чистый двор, твоя семья вся здорова, все выбегают тебе навстречу. И вот ты вышел с этого ужасного сквозняка и сидишь, пьёшь чай из своей любимой чашки и вдруг понимаешь: «Как прекрасно прямо сейчас!».

Просто в какой-то момент признаёшь, что жизнь так устроена, нет ничего стабильного, нет ничего 100% надёжного. Просто прими это.

— Ещё одна фраза из интервью Чулпан Хаматовой, которая мне запомнилась: люди, которые занимаются благотворительностью — это простые приземлённые люди. У них нет нимба над головой, нет крыльев за спиной, это довольно рациональные люди с хорошим чувством юмора. Вы с этим согласны?

Это однозначно не святые люди. Я сталкивалась с тем, что мне говорят: «Вот ты такая... (*святая)». Я отвечаю:

«Да ладно, мне это нравится!»

Люди, которые этим занимаются — им просто это нравится. Да, ты знакомишься с тёмными сторонами жизни, но ты знакомишься и с огромным количеством хороших, активных, доброактивных людей! Это поднимает уровень твоего оптимизма. Ты понимаешь, что бывают прекрасные приёмные родители, прекрасные помогающие специалисты, прекрасные люди, которые заработали очень много денег, и они готовы ими делиться. Им недостаточно просто летать где-то высоко на этих «суперджетах» и видеть Землю только оттуда, но они хотят помогать тем, кто слаб.

Есть люди, которые могут давать, и люди, которые принимают. И те, кто принимает помощь - они не менее значимы, чем те, кто помогает.

Так устроен мир - у каждого своё место и своя роль. А вместе мы — целое. И, если ты сильный, то странно держать свою силу при себе, она тебя просто вытолкнет в то поле, где это должно быть полезно, где ты с кем-то этой силой должен поделиться.

Обо всем этом и многом другом Шура Искакова и Лада Уварова говорили в первой части интервью. Ее можно найти на Дзене:

Предлагаем вам посмотреть вторую, более личную, часть этой беседы.

О трудностях приемного родительства, возвратах детей и потере ребенка:

Миссия созданного Ладой Уваровой фонда - помочь в обретении семьи каждому ребенку. За 11 лет работы дети-ждут.рф 4451 ребенок дождался своих родителей!

Не каждый может принять сироту в семью, помочь семейному устройству - по силам каждому!

Друзья, помогайте работе фонда «Дети ждут», подписывайтесь на ежемесячную помощь: https://дети-ждут.рф/donate

#лада уварова