Почти все ранние замки Средневековья и многие более поздние были построены на местах стационарных лагерей древнеримских легионов. Идеально выбранное местоположение и уже наполовину сделанная работа (многие из них имели сооружения подачи воды, канализацию, насыпной вал, ров надёжные каменные стены на прочном фундаменте) делали их лакомым кусочком для «приватизации» под рыцарский оплот.
Такие стационарные (иногда их ещё называют «зимние») лагеря легионов имелись на всей территории Рима — расширяя границы государства, легионы постоянно «переезжали» на новые места, повсюду оставляя за собой эти укреплённые «следы». Пограничное расположение этих почти крепостей решало множество стратегических задач и укрепляло оборону Рима, так что строили их по-настоящему много.
Но, сегодня я хочу написать не о них, а об их мобильных копиях. Римские легионы, отправляясь покорять очередных врагов, постоянно сооружали особые походные лагеря. Т. к. этим приходилось заниматься иногда даже ежедневно — лагерь строили буквально для ночёвки и утром войско двигалось дальше — легионеры превратили «стройбат» в самое настоящие искусство, где были детально предусмотрены все мелочи.
Хотя такие временные лагеря, в противовес постоянным «зимним» называемые «летними» (именно тогда чаще всего легионы ходили в походы), часто строились лишь на ночь, они являлись не просто кострами и спальниками под открытым небом. Ещё во время военной подготовки новобранцев, помимо боевых дисциплин и программ развития физических данных, каждый будущий легионер обучался окопному делу и азам строительства. (вы же не думали, что Рим построил столько дорог благодаря приезжим гастарбайтерами?) В строительстве не было никаких исключений — работали и опытные воины, это рассматривалось как поддержание дисциплины и физической формы.
Так каждый воин в легионе должен был выполнить свою часть по строительству. Даже их походное снаряжение имело определённые строительные материалы — кто-то нёс палатки, кто-то колья для частокола, кто-то лопаты и инструменты. Обозы при этом перевозили личные вещи и провиант, т. к. распаковка груза требовала времени, а лагерь надо было устанавливать (и после разбирать) максимально быстро.
Временные лагеря строили по той же концепции, что и стационарные, но в более простом формате. Размещались они на возвышении с хорошей обзорностью и имели прямоугольную форму, занимая площадь примерно 400 на 600 метров. Важной так же была лёгкая доступность источника питьевой воды. Такие лагеря для удобства имели прямые улицы, расположенные сеткой. Сам же лагерь был повёрнут «лицом» в сторону предполагаемого местонахождения противника.
В походном лагере не строили каких-то основательных зданий или укреплений. Обычно насыпался небольшой земляной вал, в который вбивали колья частокола (те самые, которые нёс почти каждый легионер и после уносил с собой). В редких случаях, когда предполагалось что легион задержится на какое-то время, мог выкапываться ров. Так же устанавливали ворота, достаточно широкие для прохода марширующего войска. Их было две штуки — в передней и задней частях лагеря, но дополнительно могли строить и боковые.
Сами воины располагались в простых палатках — каждый в своём районе лагеря. Общей схемы районов для легионов не было. Обычно, в чуть позади центра лагеря, который был точкой отсчёта в планировании, размещалась палатка полководца — в разное время и в разной ситуации им мог быть легат, консул, трибун и так далее. Сам же центр лагеря служил местом сбора солдат. На одной улице с полководцем располагались офицеры и немногочисленные всадники. В тыльной части лагеря селились вспомогательный войска, а в фронтальной легионеры. Небольшую часть вспомогательных войск могли расселить возле ворот, чтобы тем было проще патрулировать и делать обход.
Хотя такие лагеря не являлись полноценными крепостями, они сводили к нулю любую возможность внезапной атаки на легион во время стоянки. Кроме самой постройки лагеря, у легионеров была чёткая организация и распорядок караула. Все воины занимались своим делом по охране лагеря — патрули, разведка, прочее. Это было настолько важным моментом, что легионерам на посту даже запрещали носить щит — некоторые из них могли от усталости опереться не него и заснуть. В общем, даже к короткой стоянке на одну ночь в Риме подходили крайне основательно.
Как при установке лагеря, была жёсткая организации при выдвижении в путь. Все действия выполнялись практически в обратном установке порядке — собирались палатки, комплектовались обозы и походные мешки, разбирались укрепления. Важной часть процесса было «полное уничтожение следов пребывания» — уничтожали буквально всё, включая земляные валы и ров, если он был. Делалось это для того чтобы противник не смог воспользоваться плодами труда легионов на своё благо.
Что было одной из главных трудностей древних воин?
Сколько времени занимал весь этот процесс из исторических источников узнать невозможно. Если учитывать железную дисциплину и доведённую до предела организацию и войска, и самого процесса установки лагеря, можно предположить что справлялись они часа за 2-3; а снимались с места и того быстрее, ведь «ломать — не строить». Хотя работа делалась вечером после долго пути, сильной нагрузки на воинов она не создавала — каждый легионер выполнял лишь своё дело и гулял смело. А то что в дальних походах такие лагеря строили ежедневно косвенно подтверждают некоторые описания военных приключений легионов, в которых пройденный ими путь измеряется не в днях, а буквально в лагерях.
Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно, заранее спасибо :)
Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!