В 1959 году космическая программа СССР была впереди планеты всей. Мы первые запустили станцию с говорящим названием «Мечта» или «Луна 1» если по-простому.
Станция прошла близко от луны и газеты правительств всего мира заговорили о космической угрозе социалистов. Вскоре стратегическим и идеологическим конкурентам Союза прилетел второй панч. Кроме мечты великая советская родина отправила еще одну станцию «Луну 2», она первой в истории достигла поверхности спутника, и даже привезла с собой союзный герб, и это был удар в самое сердечко западных лидеров.
Если вы ходили в школу, то знаете, что на этом СССР не остановился и всего через два года в бесконечное космическое пространство с лихой улыбкой ворвался Юрий Гагарин и весь мир замер у телеэкранов и радиоприемников. 12 апреля 1961 года навсегда вошло в историю.
И снова выстрел, через год в космос полетели Терешкова с Быковским. Да Советский Союз опережал конкурентов по всем фронтам, не только в космосе, но и в гендерных вопросах. Первое селфи луны, кстати, тоже сделали советские станции. После знаменитого выхода Леонова в открытый космос в 1965, ученые снова включились в борьбу за естественный спутник земли. Через год на поверхность луны села станция «Луна 9», она совершила первую в истории мягкую посадку и отфоткала луну под мелодию «интернационала».
Межпланетные фотографии показали, космической пыли которую обсуждали учёные, в лунных морях нет.
Станции хорошо, но люди все же лучше и перед страной встал вопрос полета человека на луну. Разведка донесла нашим, что американцы планируют полететь на спутник в 1969 году. Нужно было удержать статус царя горы, и Королев придумал хитрый план, если коротко, то так, пилоты на корабле облетают вокруг луны и возвращаются домой, на луну садится корабль, которым управляют с земли. На самом деле после всех этих этапов на луне должен был, наконец, высадится человек.
К сожалению, у Королева мало что получилось и сейчас расскажем почему.
Как вы помните после Второй Мировой вся европейская часть СССР лежала в руинах и несмотря на усилия властей, для восстановления хоть какого нибудь подобия до военной жизни требовались время и деньги. Как бы цинично это не звучало, но штаты во время войны богатели, в том числе и на поставках союзникам и сразу после войны освоение космоса было поставлено в приоритет. После успеха Гагарина, Кеннеди, было, предложил Союзам попробовать поработать над полетом вместе, но Хрущев заподозрил нечистое и отказался.
По словам космонавта Алексея Леонова тогда президент США выпросил у конгресса на луну немного немало, 25 миллиардов долларов, когда как СССР нашел только 2,5 миллиарда рублей.
Гагарина и Леонова назначили готовить экипажи космонавтов, но в 1966 году внезапно скончался Королев и научную программу отменили.
Великий русский ученый был двигателем всего процесса, а его имени было достаточно, чтобы протаскивать самые романтичные и утопичные мечты о луне, а когда Королева не стало мечты стали меркнуть.
Американцы разгонялись все круче, а у нас начались проблемы, пока США запускали «Апполон» к луне, у нас отменялся один вылет за другим. Только в 1967 году советские инженеры запустили 12 ракет, когда как 10 из них направились к спутнику, но из-за серьезных неполадок не одна из них не достигла цели.
Приемник Королева Василий Павлович Мишин Объяснял в интервью главной советской газете «Правда» что во всем виновата сильно урезанная и созданная с опозданием на 2 года база для полетов.
В отличие от американцев, которые испытывали огромные собранные блоки двигателей, советские инженеры тестировали работу ракет по кусочкам, а окончательно собирали ее чуть ли не перед самым стартом.
Не обошлось и без внутренних гонок, конкурент Мишина инженер Челомей предлагал использовать новую ракету УР-700, которая бы точно утерла нос и американцам и моделям Королева.
«Если вы не знали то «Апполон» Армстронга на луне целиком не приземлялся, а космонавт высадился на спутнике, на специальном модуле, а корабль висел на орбите».
Так вот УР-700 Челомея должна была доставить космонавта на луну с комфортом и сесть прямо на спутнике, правда была одна небольшая загвоздка, в реальности УР-700 не существовало, а была только концепция, одно размерный макет и чертежи.
Была у Челомея и другая идея гораздо более практичная, для грандиозного полета он предлагал использовать проверенную ракету «Протон», а вернее связку из 5 ракет.
А вот команда Королева еще до его смерти работала над принципиально новой моделью «Н-1», которая увы постоянно ломалась и взрывалась.
После серии неудачных запусков лунную программу похоронили, а в 1976 закрыли работу и по «Н-1».
Тем не менее советские инженеры смогли оставить пасхалочку, первым на лунной орбите оказался не Армстронг, а черепахи. В 1968 году две среднеазиатские черепахи, мухи и растение облетели луну на зонде.
Романтика и авантюризм космической гонки, которые еще оставались живы в первые годы после приземления Армстронга исчезли совсем.
Леонов говорил, что члены ЦК и Мишин хотели подстраховаться и не рисковать своим креслом, поэтому постоянно запрещали полеты.
Советская бюрократия перевесила гении наших ученых, полет на луну так и остался мечтой.