XVIII - XX вв.
В начале 70-х годов XVIII века в Москве свирепствовала чума, и на это время актеров театра, как и студентов университета, пришлось распустить. Унеся только за три осенних месяца 1771 года жизни 50 тыс. Москвичей, она обошла стороной дом Ивана Страхова, псаломщика при церкви Иоанна Предтечи: во всей улице в живых осталась только его семья. Младшему сыну Страхова шел тогда 14-й год. Через несколько лет он вместе с другом П. А. Плавильщиком - возобновит представления в университете.
Благодаря их энергии и увлеченности искусством начался новый этап в жизни Студенческого театра. 25 апреля 1777 года они разыграли два спектакля по произведениям Сумарокова: трагедию “Синав и Трувор” и комедию “Нечаянное возвращение”.
К концу XVIII века театральное искусство в России набирало обороты: в Москве уже сменилось несколько профессиональных антерприз, и все они были так или иначе связаны со Студенческим театром. Известно, что популярный в те годы оперный театр итальянца Локателли ангажировал университетских актеров. Помимо творческого сотрудничества, имело место и техническое: в какой-то момент Студенческий театр продал весь свой гардероб Петровскому театру. Известными актерами того времени были А. Г. Ожогин, И. И. Калиграф, Е. И. Залышкин и другие студенты. Они выступали в одной из самых известных тогда антерприз англичанина Меддокса. Именно этой антерпризе в 1806 году был пожалован статус государственной труппы, и с тех пор она стала именоваться Московским Императорским театром. Позднее труппа этого театра разъехалась по разным помещениям: драматическая ее часть заняла бывший дом купца Варгина на Петровской площади. Оперно-балетная часть труппы расположилась по соседству, в отдельном здании. Уже в 20-х годах XIX столетия драматическую часть труппы стали называть Малым театром, а оперно-балетную - Большим. Окончательное разделение труппы на два разных коллектива произошло только после Октябрьской революции.
На протяжении всего XIX века связи университетской труппы с Малым театром были настолько тесными, что сложно сказать, где кончалась одна и начиналась другая. А в XX веке пересеклись и географические маршруты двух театров. Знаменитый клуб на улице Герцена располагался в том самом помещении, куда в 1806 году въехал новообразованный Московский Императорский театр.
Это здание, построенное в XVIII веке и бывшее поначалу флигелем дворца Пашкова, затем было перестроено в манеж, а еще позднее - в театр. Именно на этой сцене 23 ноября 1823 года состоялся московский дебют великого русского актера М. С. Щепкина.
Здесь же начинал творческий путь П. С. Мочалов. Оба актера были выходцами из крепостных семей и в университете не обучались, но периодически посещали представления Студенческого театра. Щепкин часто бывал на репетициях, объясняя студентам характер каждой роли. “Я не сидел на скамьях студентов, - писал он позднее,- но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей: одни научили меня мыслить, другие - глубоко понимать искусство.”
Дружба профессуры и студенчества университета с артистами Малого театра подкреплялась встречами в кафе Печкина близ Театральной площади, примерно там, где сегодня находится гостиница “Москва”. Поэт А. А. Фет много лет спустя скажет об этом культовом для московской интеллигенции месте: “Кто знает, сколько любви к науке и искусству излучило кафе Печкина?” Пожалуй, студенты были самыми внимательными и благодарными зрителями постановок Малого театра, даже называли его “вторым университетом”. Захаживал в кофейню Печкина и студент словесного отделения Московского университета философского факультета В. Г. Белинский.
Будущий выдающийся критик участвовал в постановках Студенческого театра в качестве суфлера. В жизни театра также принимала участие великая русская актриса М. Н. Ермолова.
В 1895 году ее пригласили в организованное при университете Общество любителей российской словесности, объединившее актеров Студенческого театра и видных деятелей искусства.
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
В водовороте первой мировой войны, Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны творческая жизнь Московского университета отошла на второй план. 8 ноября 1922 года в том самом доме, где провел первые 18 лет своего существования Московский Императорский театр, открылся студенческий клуб университета. В нем давали благотворительные концерты актеры Большого театра, выступали известные артисты и музыканты, в их числе Ф. И. Шаляпин.
В 1924 году состоялась первая послереволюционная премьера по пьесе Л. Н. Толстого. На репетициях и премьерах Студенческого театра присутствовали и помогали молодым артистам ведущие актеры МХАТа:
О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, А. Г. Грибов, и, конечно же, его основатель К. С. Станиславский. Посмотрев в Студенческом театре “Чайку”, он сказал: “Студентам удалось почувствовать Чехова. При всех остальных недостатках постановки и исполнения, спектакль производит подкупающее впечатление… Радостно, что “Чайка” у студентов сохранила свое сценическое обаяние, свою свежесть и остроту”.
Некоторое время труппой театра руководил актер В. И. Качалов.
Он советовал студентам не мелочиться: “Берите в работу большие и значительные вещи. Не бойтесь их самостоятельного толкования, не копируйте других”. На сцене театра в то время шли “Мещане” М. Горького, “Волки и овцы” и “На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского.
В годы Великой Отечественной войны театр выезжал на фронт. За сезон 1944-1945 было дано около ста представлений. После окончания войны труппа обратилась к пасторальной тематике: была поставлен спектакль по пьесе Л. А. Малюгина “Старые друзья”, режиссерами которого выступили артисты МХАТа Н. Ф. Титушин и К. М. Бабанин.
Высокой оценки зрителей и критиков удостоилась комедия “Машенька” по пьесе А. Н. Афиногенова. Автор написал пьесу в 1940 году, предчувствуя беду, но в 1941 году погиб, так и не увидев ее на сцене.
В 1958 году Студенческий театр МГУ возглавил Ролан Быков - и началась новая глава в его истории...
продолжение следует...
Материал подготовила Анастасия Тихова