Феномен коллекционирования

1,3K прочитали

Кадр из фильма "Лучшее предложение", 2013 год
Кадр из фильма "Лучшее предложение", 2013 год

История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий. Само слово «коллекция» было введено в употребление известным римским оратором Цицероном и означало «собрание разрозненных предметов в одно целое». Еще в Древней Греции коллекционирование стало довольно популярным занятием: представители знати снимали копии с лучших статуй. Не теряет своей актуальности это «хобби для богатых» и до сих пор, однако образ коллекционера в массовом сознании неоднозначен.

    История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий.-2

В российской действительности тема коллекционирования до сих пор мало изучена. Слово «коллекционер» звучит загадочно и слегка "отдает" нафталином. Еще пару лет назад, когда мы говорили о собирателях культурных ценностей, в нашей голове возникал образ чудака, часто пожилого возраста, который достаточно богат и обладает неограниченным количеством свободного времени, что позволяет ему собирать всякую ерунду. Такому представлению обязана, в том числе, и история нашей страны: сама сущность коллекционирования была чужда советскому государству, это занятие не поощрялось. Посудите сами: коллекционер, во-первых, - активный участник имущественных отношений, связанных, прежде всего, с частной собственностью. Во-вторых, как точно отмечает профессор СПБГУ В. П. Третьяков: «коллекционер – это хранитель памяти прошлого, которым он очарован». Очевидно, что в таком контексте прошлое в СССР вспоминать не любили. Но время не стоит на месте, и сегодня страна советов сама оказалась в прошлом. Меняется и образ коллекционера в глазах людей.

    История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий.-3

Да, в глазах обывателей коллекционер все еще выглядит чудаком, ведь он, в первую очередь,- человек, страстно любящий определенные вещи, азартный, как маленький ребенок. Конечно, многим это кажется странным, и так, наверное, будет всегда.

Если обратиться к европейскому арт-рынку, окажется, что коллекционеры – его ключевые участники. Эти люди успешны в своем деле (преимущественно – финансах), хорошо разбираются в искусстве, обладают многомилионным (а иногда и миллиардным) капиталом. Вы можете сами в этом убедиться, изучив список топ-200 коллекционеров, который ежегодно публикуется авторитетным порталом artnews. Туда попадают лучшие из лучших, критерии отбора самые разнообразные, включая активность коллекционера и доступность коллекции. Быть коллекционером в 21 веке не просто прибыльно, но еще и престижно!

Однако, в образе коллекционера остаются другие нюансы. Для большинства коллекционер всегда находится в тени художника. С первого взгляда это кажется действительно справедливым: ведь произведение искусства создал художник-творец, а коллекционер - всего лишь покупатель, интересующийся, скорее, практической стороной вопроса. Но давайте посмотрим на проблему с другого угла: фактически, именно коллекционер является посредником между художником и аудиторией. Зачастую благодаря коллекционерам произведение переживает не одно столетие и стало известно общественности. Современные исследователи придают особое значение роли коллекционера. Как пишет культуролог Рената Таньчук, «с середины XV века западную культуру можно назвать «культурой коллекционирования»». Если рассматривать таким образом вклад коллекционеров в мировую культуру, значение их деятельности нельзя недооценивать.

Не стоит также забывать, что ценители искусства, покупающие культурные ценности, часто являются чуть ли не единственным источником дохода для художников. Соответственно, именно коллекционеры обеспечивают материальную сторону жизни творческих людей. У всех на слуху выражение «художник должен быть голодным», но это только звучит романтично, а на деле, когда твой желудок громко просит еды, редко приходиться ждать вдохновения. Ну а если уж оно и нагрянет, то, скорее всего, на холсте будут изображены сочные котлеты вместо подлинных шедевров.

Итак, коллекционеры нужны и важны. И, хотя, как верно заметил профессор Европейского университета Илья Аскольдович Доронченков: «нынешний коллекционер скорее следует за процессом, чем его формирует», статус коллекционера не становится менее привилегированным и почетным среди людей искусства.

Говоря о феномене коллекционирования, невозможно не задаться вопросами: "а как вообще получается так, что человек решает начать собирать коллекцию? В чем привлекательность такого увлечения? Что движет людьми, когда они совершают свою первую покупку? Почему эти «чудаки» продолжают погоню за самыми разными предметами: от монет до старинных картин?"

Причин по которым люди становятся коллекционерами достаточно много, причем их диапазон варьируется от самых банальных до совсем не очевидных и в некоторой степени даже мистических. Но мы не будем углубляться в дебри психоанализа и попробуем разобраться в основных мотивах этих загадочных людей.

1. Зов предков или инстинкт охотника

Практически все в нашей жизни можно объяснить с точки зрения науки, даже наши пристрастия в еде, увлечения. Коллекционирование не исключение.

В первобытные времена одним из главных занятий человека была охота. Главный и неотъемлемый девиз: не будешь охотиться – умрешь. Необходимость поиска, выслеживания, а затем преследования добычи, борьба с объектом охоты и, наконец, овладения им привела к возникновению и закреплению инстинкта охотника. С течением времени инстинкт изменялся: охота в своем буквальном значении теряла актуальность. Но все же он продолжает жить в нас до сих пор, и коллекционирование является тому подтверждением, ведь по своей сути это не что иное, как охота. Коллекционер выслеживает свою «жертву», затем преследует ее по частным галереям и аукционам, «борется» за нее с конкурентами и, наконец, овладевает ею. Она занимает почетное место в его альбоме, на его стене в качестве трофея. В этом видится особый азарт, ни с чем не сравнимое удовольствие и даже едва различимый зов предков.

Пещера Ляско
Пещера Ляско

Но, разумеется, некоторое отличие между охотником и коллекционером все же есть. Его описывает в книге «Черные доски» писатель В. А. Солоухин: «… настоящий собиратель, что бы он ни собирал, должен быть прежде всего охотником, а не промысловиком. <…>. Впрочем, в деле собирателя есть черта, которая ставит его по отношению к простому охотнику в преимущественное положение. Простой охотник стремится добыть то, чего в общем-то много на земле. Собиратели же подчас охотятся за предметами редчайшими, по возможности уникальным».

Связь страстного коллекционирования с инстинктом охотника подтверждается и академиком И. П. Павловым. В докладе, прочитанном на Третьем съезде экспериментальной педагогики в Петрограде 2 января 1916 года известный ученый говорил: «беря коллекционерство во всем объеме, нельзя быть не пораженным тем фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые не представляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...».

2. Зависимость

Коллекционирование – это процесс, который требует необыкновенной эмоциональной вовлеченности. Многие специалисты сравнивают это увлечение с алкогольной или наркотической зависимостями и пристрастием к азартным играм. Втягиваясь в процесс, коллекционер уже не может остановиться: он чувствует потребность в приобретении новых произведений и в обладании ими, испытывает удовольствие и удовлетворение. Согласно характеристике Пьера Кабана, коллекционер – это человек увлеченный, охваченный страстью, которая может приводить даже к действиям, противоречащим закону. Его психика во многом схожа с психикой невротика или больного, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством, чьи действия нередко кажутся странными окружающим. Ученый Аристидис называет коллекционирование «организованной одержимостью». Часто для истинного собирателя не так важна цена произведения: какой бы она ни была, он должен обладать им.

3. Любовь

И все же одной из главных причин коллекционирования является любовь к искусству. Американский профессор Рассел В. Белк выделяет несколько типов типов коллекционеров, противопоставляя «коллекционера-безумца», одержимого своим увлечением, «коллекционеру-влюбленному» – страстному и героичному. Профессор утверждает, что лучшим сравнением для подобного поведения будет не алкогольная или наркотическая зависимость, а влюбленность. Белк считает, что в поведении коллекционера можно найти много черт, характерных для «любви - агапэ»: идеализирование коллекции, страсть, осуществление спонтанных приобретений. В глазах профессора коллекционер подобен романтически настроенному юноше: он готов на все ради своей коллекции, с трудом может вынести разлуку с ней. Мы охотно верим ученому, ведь, как говорила Рената Литвинова: «В любви есть единственная человеческая мотивация».

    История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий.-5

4. Стать творцом

Хотите творить, но никакими художественными талантами вас природа не наградила? Есть отличное решение (особенно если у вас на счету в банке кругленькая сумма) – станьте коллекционером! Начиная собирать коллекцию, вы сами становитесь творцом. С одной стороны, коллекционирование – это само по себе творчество, а с другой - способ участия личности в художественной культуре – то есть в чужом творчестве. Коллекционирование помогает самореализации человека в мире искусства. Коллекционер может стать сотворцом, если, например, заказывает работу художнику. До некоторой степени он может вмешиваться в творческий процесс, вносить свои правки и реализовывать, таким образом, свои амбиции в искусстве.

5. Деньги правят миром

Предпоследняя в нашем списке причина по которой становятся коллекционерами до смешного банальна. Она заключается в следующем: коллекционирование – это еще один способ вложения денежных средств, а в ряде случаев и их приумножения. Свою коллекцию коммерсант может рассматривать как отложенные средства на «черный день» для себя или для своих родственников, и в то же время как возможность заработать, спекулируя культурными ценностями, перепродавая их на аукционах втридорога. Если пойти дальше, то можно придумать и более оригинальные способы извлечения дохода. Так, Генрих Брокар в 1891 году выставил свою великолепную коллекцию на всеобщее обозрение. Но не в личном особняке, а в только что открывшихся Верхних Торговых Рядах (сейчас – ГУМ), заодно устроив рекламу своему парфюмерному магазину.

    История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий.-6

6. Немного миссионерства

Кроме меркантильных причин, существуют и более благородные. Иногда любовь к увлечению перерастает в нечто большее: коллекционер уже не видит, где заканчивается жизнь и начинается коллекция. Тогда, весьма вероятно, что его увлечение становится главным делом жизни, особой миссией.

Здесь в пример можно привести двух известных русских коллекционеров – Павла Третьякова и Сергея Щукина. Оба видели в своей деятельности особое предназначение, хоть и разного характера. Павел Третьяков стремился показать искусство народу, сделать искусство как можно доступнее. Вкусы Сергея Ивановича в изобразительном искусстве были иными: он собирал преимущественно западную живопись. Его не понимали и не всегда принимали, но он не сдавался, свято веря, что оказывает русскому искусству незаменимую услугу. В письме Анри Матиссу от 20 декабря 1910 года он писал: «Из-за Вас надо мною понемногу издеваются. Говорят, что я причиняю вред России и русской молодежи, покупая Ваши картины. Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно еще несколько лет борьбы». Месяцем ранее (11 ноября 1910) : «Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться. По этой причине я решил выставить Ваши панно. Будут кричать, смеяться, но, поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть, время сделается моим союзником и, в конце концов, я одержу победу». Что ж, Сергей Иванович безусловно одержал победу и сыграл важную роль для русского искусства начала 20 века.

Как вы могли убедиться, причин, чтобы стать коллекционером великое множество. Но так ли важно, что именно побудило того или иного человека начать собирать коллекцию (Алексей Бахрушин, например, начал свою театральную коллекцию «на спор»), если позже плодами его трудов довольствуется широкий круг общественности. Ведь часто именно благодаря азартным собирателям предметов искусства мы с вами имеем о них представление, а иногда даже счастье видеть их в музее.

Сегодня мы попытались приоткрыть завесу феномена коллекционирования, удалось нам это сделать или нет, судить вам.

Возможно, наша статья вдохновит и вас на то, чтобы начать свою собственную коллекцию. Тогда вам никак не обойтись без нашей помощи: Институт арт-бизнеса и антиквариата готов поделиться с вами знаниями. Ознакомиться с афишей предстоящих мероприятий можно на нашем сайте по ссылке: https://www.artinstitut.ru/courses

Если вы пока не готовы сделать свои первые шаги - не беда. Оставайтесь с нами, для вас мы готовим новые интересные статьи о вдохновляющем мире искусстве. Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями. Ждем вас в гости!

#институтартбизнесаиантиквариата #art #culture #top #collectors #painting #paint #artworld #artworks #artgram #artbussiness #arteducation #collection #collecting #artnews #success #auctions #auctioneer #искусство #артбизнес #коллекционирование #коллекционеры #аукцион #продажи #картины #художники #артрынок #сергейщукин #историяискусства #искуствознание #артменеджмент