Найти тему
Графики и жизнь

Принципиальная схема России

Оглавление

За сколько времени можно добраться из одной агломерации в другую?

Ответ на этот вопрос, кажется, и есть самое точное описание пространства страны.

⅔ людей живут в агломерациях! Оставшаяся треть к ним тяготеет, потому что транспортные артерии проходят обычно через крупные города.

Транспортная связность агломераций России
Транспортная связность агломераций России

Изображение в высоком качестве

Схема показывает, где люди живут:

  • Москва-центричный узел,
  • полицентричный Юг,
  • развитое Поволжье,
  • новосибирский узел.

Где люди не живут:

  • Как удалены от основных маршрутов степные Омск, Оренбург и Волгоград,
  • как далеко на севере Север,
  • насколько дальний на самом деле Дальний Восток, точнее говоря, связка Хабаровск—Владивосток.

И как эти участки страны между собой связаны.

Чего нет на схеме

В этой версии мы ограничились агломерациями с численностью населения больше 500 тыс. человек. Поэтому нет Магнитогорска, Вологды и еще множества важных и прекрасных городов. Потом сделаем, может, расширенную версию схемы :)

Методология и источники

Состав и численность комбинированных метроарелов рассчитал Александр Райсих. Подробности методологии по ссылке, а общая логика примерно такая: комбинированный метроареал ← метроареал ← урбан-ареал (зона сплошной городской застройки).

Методология расчетов учитывает только объективные факторы: численность населения и расстояние между ареалами по автомобильным дорогам. В этом её плюс (последовательность) и её минус (не учитываются практики обитания граждан на различных территориях).

В идеале, состав и численность агломераций должны рассчитывать Росстат, Минтруд и лучшие географические факультеты страны совместно. Когда они подготовят методологию получше — обязательно переделаем схему.

Изображение в высоком качестве

Наука
7 млн интересуются