Одно из наиболее важных решений глобальных проблем, связанных с изменением климата, лежит у нас под ногами каждый день. Это почва. Почва - это всего лишь тонкая вуаль, покрывающая поверхность земли, но она способна определять судьбу нашей планеты. Шестифутовый или около того рыхлый грунт, покрывающий поверхность земли, представляет собой разницу между жизнью и безжизнью в системе Земли, и он также может помочь нам бороться с изменением климата, если мы сможем прекратить обращаться с ним только как с грязью. Происходит изменение климата, происходит потепление земной атмосферы из-за растущего количества парниковых газов, которые мы продолжаем выбрасывать в атмосферу. Вы все это знаете. Но я полагаю, что вы, возможно, не слышали о том, что одна из важнейших вещей, которую наше человеческое общество могло бы сделать для решения проблемы изменения климата, лежит прямо здесь, в почве.
Итак, вот факты о климате. Концентрация углекислого газа в атмосфере Земли увеличилась примерно на 40% только за последние 150 лет.
В результате деятельности человека в атмосферу высвобождается 9,4 млрд. метрических тонн углерода в результате таких видов деятельности, как сжигание ископаемого топлива и интенсивное ведение сельского хозяйства, а также других способов изменить характер землепользования, включая обезлесение. Однако концентрация углекислого газа, который остается в атмосфере, увеличивается лишь примерно наполовину, и это объясняется тем, что половина углерода, который мы продолжаем выбрасывать в атмосферу, в настоящее время поглощается сушей и морями в рамках процесса, известного нам как поглощение углерода. Таким образом, с какими бы последствиями, по вашему мнению, мы сейчас ни столкнулись в результате изменения климата, мы сталкиваемся только с 50-процентными последствиями загрязнения, потому что природные экосистемы спасают нас. Но не чувствуйте себя слишком комфортно, потому что сейчас против нас работают две главные вещи. Первое: если мы не сделаем что-то большое, а затем и быстрое, выбросы будут продолжать расти. Во-вторых, способность этих природных экосистем поглощать углекислый газ из атмосферы и связывать его в естественной среде обитания в настоящее время находится под угрозой, поскольку они испытывают серьезную деградацию в результате деятельности человека.
Таким образом, не совсем ясно, будем ли мы продолжать получать помощь от этих природных экосистем, если продолжим идти по привычному пути. Вот откуда берется почва: в ней содержится около трех тысяч миллиардов метрических тонн углерода. Это примерно в 315 раз больше углерода, который мы выбрасываем в атмосферу в настоящее время. И в почве содержится в два раза больше углерода, чем в растительности и воздухе. Подумай об этом на секунду. В почве содержится больше углерода, чем во всей растительности мира, включая пышные тропические леса и гигантские секвойи, обширные луга, все возделываемые системы и все виды растений, которые вы можете себе представить на поверхности земли, плюс весь углерод, который в настоящее время находится в атмосфере, вместе взятые, а затем дважды. Следовательно, очень небольшое изменение количества углерода, накопленного в почве, может иметь большое значение для поддержания земной атмосферы.
Но почва - это не просто коробка для хранения углерода. Она функционирует скорее как банковский счет, и количество углерода, которое находится в почве в любой момент времени, зависит от количества углерода, поступающего в почву и выходящего из нее. Углерод поступает в почву в процессе фотосинтеза, когда зеленые растения берут углекислый газ из атмосферы и используют его для создания своего тела, а после смерти их тела попадают в почву. А углерод выходит из почвы и сразу же возвращается в атмосферу, когда тела ранее живых организмов распадаются в почве под действием микробов.
Смотрите, при разложении выделяется углекислый газ в атмосферу, а также другие парниковые газы, такие как метан и закись азота, но также выделяются все питательные вещества, необходимые всем нам для выживания. Одна из причин, по которой почва становится основополагающим компонентом любой стратегии смягчения последствий изменения климата, заключается в том, что она представляет собой долгосрочное накопление углерода. Углерод, который в разлагающемся остатке мог бы длиться год или два, если бы он остался на поверхности, может оставаться в почве сотни, даже тысячи и более лет. Почвенные биогеохимики вроде меня изучают, как именно почвенная система делает это возможным, связывая углерод в физической ассоциации с минералами, внутри агрегатов почвенных минералов и формируя сильные химические связи, связывающие углерод с поверхностями минералов. Посмотрите, когда углерод застрянет в почве, в подобного рода ассоциациях с почвенными минералами, даже самые хитрые из микробов не смогут легко его разрушить. А углерод, который быстро не разлагается, - это углерод, который не возвращается в атмосферу в виде парниковых газов.
Однако выгоды от связывания углерода не ограничиваются лишь смягчением последствий изменения климата. Почва, содержащая большое количество углерода, является здоровой, плодородной, мягкой. Он податливый. Это сработает. Это делает его похожим на губку. Он может удерживать большое количество воды и питательных веществ. Здоровые и плодородные почвы, подобные этой, являются наиболее динамичной, богатой и разнообразной средой обитания для живых существ, о которых мы знаем в любой точке земной системы. Это делает возможной жизнь для всего, начиная с мельчайших микробов, таких как бактерии и грибы, и заканчивая высшими растениями, и удовлетворяет потребности всех животных, включая вас и меня, в пище, кормах и клетчатке.
Таким образом, на данном этапе вы предполагаете, что мы должны относиться к почве как к драгоценному ресурсу, которым она является. К сожалению, это не так. Почвы во всем мире подвергаются беспрецедентным темпам деградации в результате различных действий человека, включая обезлесение, системы интенсивного сельскохозяйственного производства, чрезмерный выпас скота, чрезмерное применение сельскохозяйственных химикатов, эрозию и другие подобные явления.
Половина почв мира в настоящее время считается деградировавшей.
Деградация почвы - это плохо по многим причинам, но позвольте мне сказать вам пару слов. Первое: деградировавшие почвы уменьшили потенциал для поддержания продуктивности растений. И поэтому, разрушая почву, мы ставим под угрозу наши собственные возможности по обеспечению продовольствием и другими ресурсами, которые нам необходимы для нас и каждого члена живого существа на Земле. Во-вторых, только за последние 200 лет или около того, использование и деградация почв высвободили в атмосферу в 12 раз больше углерода по сравнению с темпами, с которыми мы выбрасываем углерод в атмосферу прямо сейчас. Боюсь, плохие новости еще больше. Это история почв в высоких широтах. Торфяники в полярных экосистемах аккумулируют около трети мировых запасов углерода в почве. Эти торфяники имеют постоянно мерзлый грунт под землей, вечную мерзлоту, и углерод мог накапливаться в этих почвах в течение длительного периода времени, поскольку, хотя растения способны фотосинтезировать в течение коротких теплых летних месяцев, окружающая среда быстро становится холодной и темной, а затем микробы не в состоянии эффективно расщеплять остаток.
Таким образом, почвенный углеродный банк в этих полярных условиях сформировался за сотни тысяч лет. Но сейчас, с потеплением атмосферы, вечная мерзлота тает и стекает. А когда вечная мерзлота тает и стекает, появляются микробы, которые достаточно быстро разлагают весь этот углерод, что может привести к выбросу в атмосферу сотен миллиардов метрических тонн углерода в виде парниковых газов.
И этот выброс дополнительных парниковых газов в атмосферу будет только способствовать дальнейшему потеплению, которое еще больше усугубит это затруднительное положение, поскольку это приведет к созданию самоусиливающейся позитивной обратной связи, которая может продолжаться, продолжаться и далее, радикально изменяя наше климатическое будущее. К счастью, я могу также сказать вам, что есть решение этих двух злобных проблем - деградации почв и изменения климата. Подобно тому, как мы создали эти проблемы, мы знаем решение, и решение заключается в одновременной работе над решением этих двух проблем на основе так называемого климатоустойчивого управления земельными ресурсами. Что я имею в виду? Я имею в виду, рациональное управление земельными ресурсами с целью максимизации количества углерода, который мы храним в почве. И мы можем добиться этого, внедрив глубоко укоренившиеся многолетние растения, по возможности восстановив леса, сократив масштабы обработки почвы и других нарушений, связанных с сельскохозяйственной практикой, включая оптимизацию использования сельскохозяйственных химикатов и выпас скота и даже добавление углерода в почву, когда это возможно, из вторичных ресурсов, таких как компост и даже отходы деятельности человека.
Такое управление землей не является радикальной идеей. Именно это позволило плодородным почвам поддерживать человеческие цивилизации с незапамятных времен. На самом деле, некоторые делают это прямо сейчас. В настоящее время предпринимаются глобальные усилия для достижения именно этой цели.
Эта инициатива, начатая во Франции, известна под названием "4 на 1000" и ставит перед собой амбициозную цель увеличить количество углерода, хранящегося в почве, на 0,4% в год, используя те же климатически рациональные методы землепользования, о которых я упоминал ранее. И если эти усилия увенчаются успехом, то они смогут компенсировать треть глобальных выбросов углекислого газа в атмосферу.
Но даже если эти усилия не увенчаются успехом, но мы только начинаем двигаться в этом направлении, в конечном итоге мы все равно получим более здоровые, более плодородные почвы, способные производить все необходимые нам продовольствие и ресурсы для населения и более широкие слои населения, а также почвы, способные лучше поглощать двуокись углерода из атмосферы и содействовать смягчению последствий изменения климата. Я почти уверен, что это то, что политики называют беспроигрышным решением. И мы все можем сыграть здесь свою роль. Мы можем начать с обработки почвы с того уважения, которого она заслуживает: уважения ее способности как основы всего сущего.