Испанский флот в начале 20 века попытался вернуться в высшую лигу,откуда его выбросило поражение в войне с США. В дополнение к трем построенным дредноутам была необходимость обновить и крейсерскую эскадру.
Первоначально планировалось построить три крейсера "модного" на тот момент "вашингтонского формата"(ограничение в 10 000 тонн и 203 мм калибра). Испания,естественно,в подписании Вашингтонского морского соглашения не участвовала-ввиду своей крайней военно-морской немощи,но разрабатывать свой,неограниченный класс крейсеров разумно посчитала нецелесообразным. Поэтому за образец были приняты стандартные крейсера типа "Каунти"(или "Кент") Британского Королевского флота.
Проект заказали знаменитому Филиппу Уотсу("Армстронг") . Королевским декретом 13 июля 1926 были заказаны три крейсера- Baleares , Canarias и Ferrol . Все три,надо отдать должное , должны были строится на отечественных верфях. Так как в Эль-Ферроле ( SECN )было всего два подходящих стапеля-то заложили только Baleares и Canarias ,закладку третьего отложили-а потом-в 1929 и вовсе аннулировали из-за финансовых трудностей.
Проект отличался от британских "Кент"более узким корпусом,изменением бронирования,более мощными турбинами и меньшим запасом топлива.
Название корабли получили от принадлежащих Испании Канарских и Балеарских островов. Имевшая хождение в СССР версия о названии в честь гитлеровского адмирала Канариса,конечно,абсолютно не соответствует действительности.
Революция 1931 затормозила и так неспешный ход постройки испанских крейсеров.На испытания "Канариас" вышел только в сентябре 1934, не полностью укомплектованный крейсер (установлены были только две носовые башни) при мощности 91 299 л.с. показал 33,69 узловую скорость.
К июлю 1936 оставшиеся две башни были смонтированы,но универсальной и зенитной артиллерии еще не было.
Когда "над всей Испанией было безоблачное небо" корабль был еще не полностью оснащен. 18 июля 1936 его захватили франкисты и к сентябрю 1936 смогли привести его в состояние боевой готовности.
"Балеарес" также был захвачен франкистами в гавани Ферроля. На тот момент на корабль ещё не была установлена четвёртая башня главного калибра и крейсер был введён в строй без неё. Орудия установили лишь в июне 1937 года.
«Канариас» (Canarias) — заложен 15 августа 1928 г., спущен 28 мая 1931 г., вошёл в строй 18 сентября 1936 г ,выведен из состава флота 17 декабря 1975 , Сдан на слом 14 сентября 1977 г.
«Балеарес» ( Baleares) — заложен 15 августа 1928 г., спущен 20 апреля 1932 г., вошёл в строй в конце 1936 г., потоплен 6 марта 1938 г. у м. Палос.
Водоизмещение-Стандартное 10 670 т, полное 13 070 т. Длина 182,9 / 192,15 /193,55 м. Ширина 19,5 м. Осадка 6,2 м.
Бронирование- Пояс — 51…38 мм,
палуба — 25…38 мм (над погребами — 76 мм),
траверзы — 51 мм,
башни — 25 мм,
погреба — 102 мм,
рубка — 25 мм
Двигатели- 4 ТЗА Parsons ,90 000 л. с. ,Скорость хода 34 узла .Дальность плавания 8000 морских миль( на 15 узлах) .Экипаж 780 человек.
Вооружение- 4 × 2 — 203-мм/50, Зенитная артиллерия-8 × 1 — 120-мм/45,
2 × 1 — 57-мм, 4 × 1 — 40-мм/40, 2 × 2 — 37-мм/83, 4 × 1 — 20-мм/65
данные на 1941
Узнаваемой особенностью "Канариасов" были оригинальные обводы носовой надстройки и одна большая дымовая труба-призванная улучшить аэродинамику корабля.
Главный калибр состоял из восьми 203-мм/50 орудий Vickers-Armstrong Mk.D (предельный угол возвышения - 70 гр.,максимальная дальность стрельбы - 29700 м (при угле возвышения 49 гр.),масса снаряда - 113 кг).
Одна башня с орудиями для крейсера Canarias была изготовлена в Великобритании, остальные производились по лицензии испанским заводом San Carlos в Кадисе. Система управления огнем ГК включала два КДП со стабилизированными дальномерными постами с 5,48-м дальномерами. В каждой башне имелся свой 7-м дальномер.
Зенитная артиллерия была представлена восемью 120-мм/45 универсальными орудиями Vickers-Armstrong Mk.F( предельный угол возвышения - 80 гр.,электропривод,масса снаряда - 22 кг).Орудия выпускались на заводе San Carlos в Кадисе.Управление огнем 120-мм артиллерии осуществлялось двумя стабилизированными постами голландской фирмы Hazemeyer.
Первоначально на крейсере были установлены приборы управления артиллерийским огнем со 152-мм береговой батареи, а в качестве вспомогательной артиллерии - 4x1 102-мм/50 орудия с линкора Espana, (погибшего в 1923 г.), и две 57-мм пушки Nordenfeldt. В октября 1936 г. 102-мм орудия были заменены 4 штатными 120-мм/45 универсальными орудиями, дополненными 4х1 40-мм/39 «пом-помами» и 4x1 20-мм/65 немецкими автоматами C/30, были установлены современные приборы УАО. В ноябре 1936 г. установлены остальные 4х1 120-мм/45 универсальных орудия, а в 1937 г. еще и 2х2 37-мм/83 немецких полуавтомата SK C/30. По окончанию гражданской войны, 120-мм орудия получили противоосколочные щиты. Количество 37-мм зениток увеличилось до 12-ти, а 20-мм были сняты. Canarias утратил свою короткую фок-мачту. Вернулась она на свое место только в 1949-м. На перестроенный и расширенный мостик был наконец установлен подходящий прибор управления огнем. В конце 40-х торпедные аппараты были демонтированы.С октября 1952 по февраль 1953 года Canarias прошел в Ферроле модернизацию. Его трубы были разделены, надстройка еще более расширена, передняя мачта заменена. Новая зенитная артиллерия стала состоять из четырех 40-мм (4 х 1) и четырех 37-мм (2 х 2) орудий. В конце 50-х Canarias обзавелся новым электронным оборудованием, что привело к развитию его мачт. Испанцы вынашивали планы вооружить крейсер ракетами, а также новейшими американскими 127-мм или 76-мм орудиями, но так как корабль уже порядком устарел, подобная модернизация была признана нецелесообразной. В 1961 году крейсер получил бортовой номер С21. В 1969 году его приспособили для функций корабля управления. Он получил навигационную систему Decca 12, американский радар надводного поиска SG6B, а также радар воздушного наблюдения Marconi MLA-1B.
Бронирование было устроено по британскому типу- относительно тонкий главный пояс с более толстой коробчатой защитой погребов главного калибра, толщина пояса была увеличена до 51 мм (в оконечностях 38 мм). Погреба ГК защищались 102-мм броней с бортов и 51-мм с траверзов концевых башен, погреба универсальной артиллерии имели 76-мм защиту с бортов. Толщина 38-мм броневой палубы над погребами увеличивалась вдвое. Корпус имел подводные були максимальной глубиной на миделе 1.67 м.
Торпедные аппараты-в отличие от британского прототипа-Уотс разместил не на верхней палубе(падая с 9 м высоты торпеда часто получала повреждения),а под палубой-перпендикулярно оси симметрии корабля.
Испанские тяжелые крейсера ,несмотря на вашингтонские ограничения,вполне неплохо смотрелись на фоне собратьев,будучи на уровне современников по закладке-и несколько уступая более поздним разработкам.Безусловно они уступали только японским и американским тяжелым крейсерам и ,во многом,"Альжери","Зара" и "Больцано".
"Балеарес" стал первым погибшим в бою вашингтонским крейсером,а "Канариас"-последним тяжелым крейсером-остававшемся в строю в 1975.
Участие "Канариасов" в гражданской войне и послевоенная служба крейсера-долгожителя будут в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам