Смерть одного из основателей телекомпании НТВ Игоря Малашенко потрясла российское общество. Не в последнюю очередь потому, что была, по сути, предсказана его женой – известным когда-то светским обозревателем Боженой Рынской.
Пикантная подробность: покойный Игорь Малашенко сочетался браком с журналисткой Боженой Рынской всего лишь пять месяцев назад, а вместе они были семь лет. Всё это время официально Малашенко был женат на другой женщине – Елене Пивоваровой, постоянно проживающей с конца 90-х вместе с их общими детьми в США. И именно с ней Малашенко в последнее время делил немаленькое состояние.
Божена Рынска взялась освещать процесс раздела в своём блоге в «Фейсбуке» в характерной для себя манере – с максимумом грязных деталей и мерзких эпитетов. Несколько раз она предупреждала: Игорь Малашенко в плохом состоянии, его намеренно доводят до смерти. Однако ушёл Малашенко из жизни добровольно на своей вилле в элитном поселке Сотогранде в Испании. Божена обвинила в его смерти в первую очередь себя – не уследила, не уберегла. Общественность с ней вполне согласилась. И вот уже 10 дней задаёт вопрос – что будет делать Рынска дальше, оставшись без средств и поддержки именитых друзей?
Первые шаги «собаки-кусаки»
В 2006 году подруга-журналистка рассказала мне о новом авторе в «Живом журнале« (ЖЖ) – некоей Бекки Шарп:
Она так хорошо пишет про всех рублёвских жён, и никто не знает, кто это. Но я догадываюсь кто – забыла, как зовут, необычное имя такое, про светскую жизнь в одной газете пишет. В общем, зайди почитай.
Я зашла и почитала.
Первый пост был красивый (сегодня он, видимо, уже удалён): жэжэшная Бекки Шарп сидела в ресторане, и откуда-то сверху на неё упала серьга с бриллиантами и изумрудом. А она её не присвоила себе, а отдала метрдотелю. Серьга, видимо, заменила собой звезду.
Позже как-то само собой выяснилось, что за ником Бекки Шарп скрывается светский обозреватель «Известий» Божена Рынска.
Время для описаний Рублёвки было самое подходящее – как раз вышли книги Оксаны Робски, и вся страна заинтересовалась олигархами, гламуром, стразами и розовыми бентли. Рублёвские жёны пришли на смену кремлёвским. Об этом к 8 Марта была приурочена программа на НТВ – там как раз и появилась Божена Рынска: бойкая, яркая, совершенно немодельная, но очень самобытная.
Почему она выбрала псевдоним Бекки Шарп, догадываются все, кто читал «Ярмарку тщеславия» Теккерея или хотя бы смотрел экранизации по фильму. Бедная девушка прокладывает себе путь наверх – в высший свет, к деньгам, богатству и славе. Кроме того, в подзаголовке к интернет-дневнику она называла себя сначала «Собака-мазуха», а затем – «Собака-кусака». Тогда это самоназвание было ещё не очень понятно. Кроме всё той же Оксаны Робски, она вроде бы никого не кусала: об олигархах и их боевых подругах писала бережно. А вот Робски не раз обвиняла в том, что та пишет слишком просто, да и вообще не знает о рублёвской жизни ничего. При этом у Оксаны дом на Рублёвке был, а Божена, как выяснилось позже, жила в то время в «шкафу» на Тверской – в студии размером 17 метров. Сама признавалась, что у неё не было даже плиты.
«Живой журнал» был заведен по требованию издательства как промо готовящейся книги. Отдельные посты должны были подогреть интерес читателей.
Общие подруги-писательницы рассказывали мне, что Божена уже взяла аванс у издательства (а тогда это было минимум 50 тысяч рублей) и успела потратить. А когда издательство надавило – просто переслала посты из блога без какой-либо редактуры.
Из вредности или по скудоумию редакторов не связанные между собой отрывки вышли под обложкой «Слава богу, я – VIP». Например, известная светская красавица тех лет Ульяна Цейтлина фигурировала под именами Устя, Устинья и Ульяна, а бизнесмен Виктор Бондаренко то был Васей Снисаренко, то Васей Полещуком. И дочка у него была то от первой жены, то от любовницы.
В это же время вышла книга и у заклятого врага Божены – журналистки Светланы Белошапкиной. Она также вела блог, который посоветовало завести издательство, под псевдонимом Лана Капризная. И её книга примерно на ту же тему называлась «Дорого и глупо». Светлана лично рассказывала мне, что Божена попыталась сделать вброс, что Лана украла текст у неё. Однако издательство вмешалось в конфликт, и все посты на эту тему были убраны «под замок».
В общем, Боженина книга вышла откровенно плохой и никакой славы ей не принесла, хотя имела все шансы стать бестселлером. Смею предположить, что с этого момента Божена Рынска как автор стала издательствам не интересна.
Зато перед её выходом она посетила «Школу злословия», программу тогда чрезвычайно популярную. Божена считала, что образом нимфы уделала ведущих – духовно богатых дев Татьяну Толстую и Авдотью Смирнову. Однако сегодня все кинулись пересматривать программу и считают, что ведущие предсказали тогда Божене бесславный конец.
Печальный финал Бекки Шарп был заложен в ее поведении, – заявила на программе Дуня Смирнова. – Она была грубым человеком.
Спустя 12 лет действительно слова звучат как пророчество. Стоило ли называть яхту (или как там говорят богатые – лодку?) «Бекки Шарп», зная, как она закончила? Нет, она не осталась без денег, за нее платил сын-лорд. Но путь в высший свет был ей закрыт навсегда.
Гречка раздора
Так или иначе, но четыре года Божена Рынска была достаточно ярким персонажем в Сети и, вне всякого сомнения, самым известным светским обозревателем России.
Коллеги шипели:
Конечно! Просто никто из серьёзных журналистов не берётся за эту тему, все хотят писать про политику и экономику.
Но вот на исходе безумно жаркого лета 2010-го она показала себя совсем в другом амплуа. Было в ЖЖ такое сообщество, название которого я не могу выговорить, посвящённое дорогому виски. Периодически его модераторы приглашали известного журналиста на «дежурства» – писать на разные темы и отвечать в комментариях. Платили за это, по слухам, 2-3 тысячи долларов, что было очень и очень неплохо.
Божена заступила на «дежурство» с довольно сумбурной статьей «Волчьи котлетки», общий смысл которой был в том, что есть люди, кусающие руку, когда им даёшь палец, а есть те, кто этот палец даёт. Первые – любители котлет, а вторые – котлетки. Среди прочих персон в статье она ссылалась на Татьяну Толстую.
Писательница через какое-то время появилась в комментариях с ответом: обвинила журналистку в том, что она сама и есть такая любительница котлет, ибо в своё время Толстая вызвалась ей, больной, помочь и купить лекарство, а та попросила ещё и хлеба, сыру, сварить гречневой каши и поделиться домработницей. Комментарий почти сразу же был удалён, однако площадку Татьяне Толстой предоставила юзер no_nine (Татьяна Тихомирова).
еакция Божены Рынски, мягко говоря, была неадекватна. Ответы Татьяне Толстой она писала недели две, потрясая чеками, переписками, скриншотами, что особо примечательно – находясь всё это время на Лазурном Берегу. Добралась и до исторических анекдотов про Алексея Толстого. Помимо этого, в глубоком подзамочье своего блога замыслила страшное – Татьяну Толстую прилюдно хотела облить экскрементами, а Татьяну Тихомирову просто избить при помощи нанятых молодчиков. Если не ошибаюсь, фигурировала формулировка «до кровавых соплей». Разумеется, скриншоты намечающихся преступлений были заботливо вынесены френдами.
Божена рвала и метала. Рассказывают, что одёрнуть её смогла лишь Ника Белоцерковская (Белоника). В те время обзоры блогосферы были весьма популярны, и журналистка «Ленты», описав скандал, мельком упомянула, что сложилось ощущение, будто в Божену вселился бес («Как поссорились Татьяна Никитична и Божена Львовна»). Судя по тому, что мы наблюдали следующие 8 лет, он явно прибыл со словами: «Я к вам пришёл навеки поселиться».
Вслед за гречкоскандалом Божена перешла к более резвым действиям: на мероприятии ударила шокером фотографа (по версии Рынски, он грязно лапал ее пятую точку, по его – попросил освободить стул), затем оба подали друг на друга в суд.
С этого времени суды стали для Божены Рынски буквально родным домом и её имя стали связывать чаще с криминальной хроникой, чем со светской. Посты её тоже стали странными: она нападала то на инвалидов, то на аутистов, то на пенсионеров, то на колокола, звонившие в монастыре в Лондоне. Красивый слог ушёл в прошлое, вместо него в основном Божена пользовалась матом, феней и грязными выражениями.
Законы о СМИ не позволяют цитировать самые яркие её высказывания, но прозвище «грязноротая» она заслужила сполна. Известные люди спешили выкинуть Рынску из френдов.
Помню, с какими словами отписалась Татьяна Шац:
Божена – вы чудовище.
В особый раж она вошла, уже будучи спутницей Игоря Малашенко, – напала на группу НТВ, на чужого водителя, уборщицу в подъезде, разругалась с архитектором Натальей Анциферовой (та во время судов потеряла ребенка), собирала деньги воинам АТО и теряла их, давала в Киеве лекции о русских из хрущёвок и брежневок. Очевидно: скандалить и драться ей нравилось куда больше, чем писать.
Девочка, которая наступила на хлеб
Последнее издание, с которым Рынска сотрудничала, – журнал Seх and The City.
Начиналось там всё, как обычно, со светских сплетен, но постепенно скатилось к непонятным большинству (или, как сказала бы сама Божена, – ширнармассам) разборкам с сетевыми троллями и хейтерами. Да и в статьях о сильных мира сего Божена постоянно повторяла свои же формулировки прошлых лет – «Все московские все», «Что скажет княгиня Марья Алексеевна».
Слушай, а у тебя нет ощущения, что в начале, в ЖЖ, за неё просто писал кто-то другой?
– спросила меня далекая от журналистики подруга.
Честно говоря, давно есть. С тех пор как выяснилось, что противостояние духовно богатых дев (ДБД) и нимф придумала блогер Корпускула и она же трудилась в «Известиях» помощницей Божены как журналистка Настя Частицына.
С «Известиями» Божена порвала в 2009 году, перейдя в «Газета.ру». Настя вернулась в Питер и успешно пишет свой весьма популярный блог corpuscula. Качество постов Рынски изменилось. Забавно, что человек, строящий свою книгу на чужой теории (ДБД vs нимфы), постоянно обвиняет коллег в воровстве. Уличить Оксану Робски ей так не удалось –хотя признавалась в блоге, что книги её покупает именно за этим, но зато сполна досталось журналисткам Светлане Белошапкиной и Наталье Радуловой. Последнюю Божена даже переименовала в Крадулову. А ведь дружили когда-то…
Впрочем, Рынска, как и многие, забросила ЖЖ и стала осваивать «Фейсбук». Именно с этого момента она и стала по-настоящему известна широкому читателю. Особую славу ей принес пост, в котором Рынска радовалась смерти журналистов НТВ и артистов ансамбля Александрова 25 декабря 2016 года, когда самолёт с ними упал в море.
... Из-за когда-то случившейся драки на Лесной со съёмочной командой НТВ Рынска решила считать весь этот телеканал своими кровными врагами и совершенно искренне считала, что радоваться их смерти – её конституционное право. После этого журнал Sex and The City разорвал контракт с Боженой. Однако журналистку это нисколько не расстроило. Осенью 2018 года она вновь радовалась, когда покончил с собой журналист НТВ Никита Развозжаев, ставший известным благодаря нападению во время съемки репортажа на День ВДВ. Ему было 25 лет, и он запутался в своих отношениях с женой и любовницей. Несчастного парня Божена назвала «НТВошкой».
Последний каскад постов с оскорблениями и осуждениями достался погибшим во время пожара на Никитском бульваре: Рынска осуждала их желание жить в центре в тесноте.
С 2010 года в подобный штопор Божена уходила каждый раз одинаково: пост за постом писала одно и то же, распаляясь всё больше и больше. При этом в интервью Ксении Собчак в 2014 году Рынска заявила, что Татьяну Толстую покинул талант. Судите сами: вот Божена долго и нудно пишет о битве за коробочки и чеки с уборщицей в доме на Лесной и при этом называет текст, который невозможно даже дочитать до конца, «коммюнике» (короткое информационное сообщение). Скорее уж это репортаж с ринга. В целом, хочется сказать лишь одно: мать гламура променяла талант на коробочки.
Кажется, что свою сказку «О девочке, которая наступила на хлеб» в 1859 году великий Андерсен написал о Божене: «Она была бедная, но гордая и спесивая девочка. Инге поступила в услужение к знатным господам, в помещичий дом. Господа обращались с нею, как со своей родной дочерью, и в новых нарядах Инге, казалось, еще похорошела, зато и спесь ее все росла да росла. Не долго думая, Инге бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю — только черные пузыри пошли по луже!». Далее Инге попадает в ад и стоит там истуканом на хлебе, выставленная на всеобщее посмешище. Люди слагают о ней поучительные песни, о ее грехах рассказывают детям и те говорят, что ее надо наказать еще сильнее."
Богатые и знаменитые не поспешили на помощь Божене, когда с ней случилась беда. Выручать племянницу приехала лишь двоюродная тётя Ника Костикова. А ведь Рынска столько раз отрекалась от родственников и называла себя сиротой – то ли чтобы быть ближе к образу Бекки Шарп, то ли чтобы вызвать жалость у сильных мира сего.
В интервью «Московскому комсомольцу» тётя проболталась: денег у племянницы нет, образ жизни ей придётся менять.
В высших кругах с этим совершенно согласны. Тем более что теперь светская хроника никому не нужна: интерес к ней давно прошёл. Все актуальные персоны давно завели свои аккаунты в соцсетях, посредники в лице хроникёров им не неинтересны.
... Ведущие «Школы злословия» называли Божену Рынску несвободным человеком и предупреждали, что бег за гламуром не имеет никакого смысла. Она смеялась искусственным смехом и деланным голосом отвечала, что не читала «Ярмарку тщеславия» до конца: то, что Теккерей наказывает Бекки Шарп за её деяния, светской львице казалось притянутым за уши.
А зря. Зря.
9 марта 2018 для сайта телеканала Царьград. Авторская версия