Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Модный молодой Маяковский

Оглавление

Жгучий красавец

Да-да, именно с такой надписью - "от жгучего красавца Маяковского" - он подарил свою фотографию одной поклоннице. Иронизировал? Несомненно. Был при этом правдив? Да! Судите сами.

Зимой 1913-14 трое друзей, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправились в футуристическое турне по России. (Маленькое лирическое отступление: как я наслаждалась, рассказывая истории, с ними связанные, во время экскурсий по двум выставкам в Музее русского импрессионизма - "Импрессионизм в авангарде" и "Давид Бурлюк. Слово мне!") И вот в феврале, в Казани, они заглянули в лучшее фотоателье города. Маяковский, напомню, тогда ещё совсем молод, ему двадцать, и он эпатирует публику, помимо прочего, своей знаменитой жёлтой кофтой. Однако, возможно, именно в этот момент он понял, насколько эффектно может выглядеть в элегантном костюме! Строгое пальто, белоснежная рубашка, перчатки и... цилиндр. Ну разве же это не жгучий красавец, а? :)

Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского
Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Розовый смокинг

Одной только жёлтой кофтой яркие цвета в его гардеробе не ограничивались!

Представьте себе смокинг. То есть двубортный пиджак из чёрного тонкого сукна, с шалевым воротником и лацканами из шёлка. Почему из шёлка? Чтобы при курении пепел, осыпаясь, соскальзывал по гладкой ткани (потому и "смокинг", от англ. "smoking", "курение"). Смокинг появился ещё в начале 1890-х в Англии, и поначалу носила его в основном молодёжь. А вот в начале XX века его начали надевать не только на званые домашние ужины, как поначалу, а в свет.

Но, главное, смокинг был чёрным. Мужской костюм консервативен и небросок. Недаром поэт Саша Чёрный писал:

Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто и котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах.

Но Маяковский не собирался "походить на всякого"! Пианистка Ида Хвасс вспоминала, в каком виде явился он в гости после возвращения из турне. "Как-то прихожу домой. Взволнованная горничная Настя, захлёбываясь, рассказывает: - Что было! Приходил Владимир Владимирович в новом пальто, в блестящей высокой шляпе, в красном пиджаке, в перчатках кожаных, оставил вот это, сказал, что вечером опять придёт. Я не поверила. Но вещественное доказательство - визитная карточка (!), длинный, прозрачный, изысканный картон с длинными жёлтыми буквами, заставил меня поверить словам Насти. Вечером является: новёхонькое английское пальто с чёрным бархатным воротником. Розовый муаровый смокинг с чёрными атласными отворотами, жилет из плотного красного атласа с тёмно-красными бархатными цветами, цилиндр, лайковые перчатки, палка с дорогим набалдашником и всякие "предметы роскоши" вроде портсигара, бумажника и прочего".

Розовый лоскуток поэт вложил в письмо к сестре Людмиле, сообщая, что сшил себе вот такой смокинг. Нет, вы вдумайтесь! Розовый! Из муара - шёлка с очень красивыми переливами. Если и есть ткань, которая менее всего годилась на смокинг, то это она. Но какой эффект это должно было производить! Ах, как жаль, что эти старые снимки чёрно-белые, и можно только представить, что вот этот жилет (тот самый) - красный с тёмно-красным бархатным узором...

Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского
Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Цилиндр

Турне футуристов позволило Маяковскому приодеться, что но с удовольствием и сделал. Но цилиндр он носил и до этого, причём не со смокингом, а с той самой жёлтой кофтой! Бенедикт Лившиц вспоминал, каким увидел Маяковского осенью 1913. "Гороховое в искру пальто, очевидно купленное лишь накануне, и сверкающий цилиндр резко изменили его привычный облик. Особенно странное впечатление производили в сочетании с этим щегольским нарядом -- голая шея и светло-оранжевая блуза, смахивавшая на кофту кормилицы. Маяковский был детски горд переменой в своей внешности, но явно еще не освоился ни с новыми вещами, ни с новой ролью, к которой обязывали его эти вещи.   В сущности, все это было более чем скромно: и дешевый, со слишком длинным ворсом цилиндр, и устарелого покроя, не в меру узкое пальто, вероятно, приобретенное в третьеразрядном магазине готового платья, и жиденькая трость, и перчатки факельщика; но Володе его наряд казался верхом дендизма -- главным образом оранжевая кофта, которой он подчеркивал свою независимость от вульгарной моды".  Он увёз тогда Лившица из Петербурга в Москву. "Сопровождаемые толпою любопытных, пораженных оранжевой кофтой и комбинацией цилиндра с голой шеей, мы стали прогуливаться". И это внимание поэта ничуть не смущало - по словам друга, но чувствовал себя как рыба в воде.

Владимир Маяковский, Москва, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского
Владимир Маяковский, Москва, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Двигаясь дальше, Маяковский расстанется со своим цилиндром - в марте 1915 на выставке он представил "контррельеф": на фоне полосатой стены - разрезанный пополам цилиндр с приклеенной к нему перчаткой. "Самопортрет" Маяковского. А в музее Маяковского и сегодня хранится один из его цилиндров. Отличного качества!

И в течение всей своей дальнейшей жизни поэт отлично будет разбираться в одежде, и мужской, и женской, но это уже другая история.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!