От редакции. Продолжаем публиковать на канале в Яндекс Дзен серию очерков по истории джаза «от первого лица», которую 87-летний ныне старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг пару лет назад выпускал на основном сайте нашего издания: он сотрудничает с «Джаз.Ру» уже более полутора десятилетий.
Ранее: трубач Эрскин Хокинсладимир Фейертаг
Матт Дэннис (Matt Dennis)
Барабанщик Валерий Мысовский ещё в 60-е дал мне сборную пластинку. Вообще-то «сборники» я не любил. Их неудобно записывать на магнитофон. Возможно, это был мой каприз, но я старался записывать сольные альбомы, а когда у меня в руках был пластинка с музыкальным ассорти, я выхватывал оттуда только то, что мне нравилось. Если там попадался, к примеру, номер Эллингтона, я втискивал его в оставшееся свободное место на какую-нибудь эллингтоновскую бобину. Теперь же, слушая новую пластинку-сборник, пришел в восторг от трио Матта Денниса, исполнявшего «Angel Eyes». Начальный квинтовый ход и остановка на пятой пониженной ступени — да неужели мне такой приём не попадался раньше? Не помню, но почему-то сейчас это мне безумно понравилось. И ещё выразительный бридж — вкрапление светлого и неустойчивого мажора в минорную и даже несколько банально-страдальческую интонацию первой части! Словом, неделю или две я ходил, мурлыкая эту тему, записал её и аранжировал для моего состава. Решил, что это будет тема для альт-саксофона, которая заменит поднадоевший нам «Harlem Nocturne».
ВИДЕО: Matt Dennis «Angel Eyes»
Не помню, была ли на пластинке песня или же звучало только фортепианное трио? По-моему, трио, иначе я бы не обратил внимание на игру пианиста. К тому времени я знал и Тэйтума, и Уилсона, и Питерсона, и Хайнза, и Уоллера, и Нэта Кинга Коула, но вот «задел» меня чем-то этот неизвестный пианист! Психологический казус, нередко встречающийся в нашей жизни. Гениальные стихи Пушкина знаешь, да сразу не вспомнишь, но вдруг одна шутливая эпиграмма запоминается на всю жизнь, хотя её место в поэзии классика не самое заметное. Матт Деннис играл правильно, безошибочно, не очень сложно, но выразительно и с чувством аккуратного, но почему-то волнующего свинга. Хорошо, уютно, фирменно. Это меня убеждало. Оставалось узнать, кто это такой? Удачливый музыкант, «калиф на час» или профессионал?
Мэттью Дэннис родился в 1914 году в Сиэтле (штат Вашингтон) в семье музыкантов. Отец — вокалист, мама — скрипачка, оба работали в водевильных шоу. Мальчик получил хорошее домашнее образование и в 19 лет был ангажирован в оркестр Хораса Хейдта, работавшего сразу на двух радиостанциях — NBC и CBS. Матт играл на рояле, а иногда и пел. Через два года он настолько освоился в музыкальном бизнесе, что решил собрать собственный оркестр. Своим вокальным способностям он не очень доверял, поэтому фронтменом в оркестре стал обладатель красивого баритона Дик Хаймс, а на себя Дэннис взвалил все заботы по аранжировке и составлению репертуара. В 1935-37 гг. оркестр Дэнниса стал главной сенсацией в музыкально-развлекательной жизни Лос-Анджелеса, да и сам Матт был нарасхват. Его считали одним из лучших аккомпаниаторов, он сопровождал выступления певицы Марты Тилтон, руководил вокальной группой The Stafford Sisters (одна из сестёр, Джо, станет солисткой в бэндах Томми Дорси и Джина Крупы). В 1940 Матт Деннис занял пост аранжировщика-композитора в биг-бэнде Томми Дорси, и в этом же году оркестр записал 14 мелодий молодого автора. Одну из них — «Everything Happens to Me» — исполнил Фрэнк Синатра.
Три с половиной года Дэннис работал в оркестре Военно-воздушных сил, а после демобилизации Дик Хаймс предложил ему должность музыкального директора в своём радиошоу в Нью-Йорке. В 1958 году вышел первый сольный альбом — «Plays and Sings Matt Dennis». Тема «Angel Eyes» появилась в 1959 году.
Слушая сегодня записи Матта Дэнниса, понимаю, что это прикладная музыка высокого качества, отдельная ветвь популярной американской музыки. Мягкий крунерский вокал Дэнниса напоминает нам таких поп-кумиров пятидесятых-шестидесятых, как Бобби Троуп или Нэт Кинг Коул. Однако фортепианный аккомпанемент я отнёс бы к высшему классу. Матт свингует, а в балладах использует такие красочные аккорды, которым в популярной музыке просто не должно быть места. Мало ли, как отнесутся к этому джазовые критики, но я-то понял, что в мире американской популярной музыки трудно развешивать ярлыки, трудно подсчитывать процент джазовых или антиджазовых приёмов… Салонные пианисты, вокалисты-крунеры для уютного отельного бара, завлекательные рассказчики для гостиничных салонов были в моде, неплохо зарабатывали. Их называли Lounge Singers. И я пошёл бы в такой бар, чтобы послушать музыку, которая для меня почти джаз.
Я помню, как мы молодые выискивали в послевоенном Ленинграде всё, что могло хотя бы приблизиться к джазу. Однажды друзья притащили меня в какое-то кафе на Большом проспекте Петроградской стороны. Там играл пианист. Это было чудо, он виртуозно «шпарил» буги-вуги и какие-то стандарты. У него была искалечена левая рука, он мог лишь изредка взять аккорд, но правой он пользовался виртуозно. Конечно, не Хорас Парлан, пианист восьмидесятых годов, у которого была парализована правая рука. Так вот: в молодости я мечтал бы посидеть в баре и послушать милейшего Матта Дэнниса, который, как известно, кроме «Angel Eyes» сочинил ещё «The Night We Called a Day», «When You Love a Fellow», «Let’s Get Away From It All», «Junior and Julie», «Will You Still Be Mine?», «Compared to You», «We Belong Together» и т.д.
Матт Дэннис не появлялся на фестивалях, не организовывал сольных концертов, его вполне устраивала обширная редакторская работа на радио и телевидении и выступления вместе с женой, вокалисткой Вирджинией Мэкси, в калифорнийских ночных клубах. Умер Дэннис в 2002 году в возрасте 88 лет.
ВИДЕО: Matt Dennis «Violets For Your Furs» (1957)
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!