Найти тему
Анна Шуст

«Новые правила деловой переписки» — отзыв и впечатления о книге

Оглавление

Аееее! Вот мой обзор одной из самых обсуждаемых среди копирайтеров и фрилансеров книги года.

Для кого эта книга


Для тех, кто ведет переписку по электронной почте — с коллегами, заказчиками, исполнителями или клиентами.

О чем эта книга


Авторы предлагают ни много, ни мало, но поменять культуру делового письма. Мне кажется, это — стихийно! — уже в любом случае происходит. Например, многие современные предприниматели пишут своим клиентам чуткие, доброжелательные письма, пишут их человеческим языком. Но очень круто, что появилась книга, где о новом подходе написали обстоятельно, подробно и с кучей живых примеров.

Новые правила современной деловой коммуникации такие: уважение к адресату и забота об его интересах.

Фишки книги


Выделю три.

1. Нет никаких привычных шаблонов писем. Вроде бы учебное пособие, но без примеров для подражания. Почему так? Разделяю точку зрения авторов: «Нет ничего более унылого, тошнотворного, лживого, фальшивого и мерзкого, чем письмо, бездумно составленное по чужому шаблону». В книге говорится о том, как вести переписку между людьми, а не между функциями.

-2

2. Очень крутые верстка, цветовое решение и оформление в целом. Так как я тоже пишу и издаю свои книги, я представляю, сколько труда потребовалось, чтобы все эти красивости органично разместились на страницах книги — выделение ключевых мыслей очень крупно, контрастным шрифтом. Некоторые развороты с тезисами — на сером фоне. Для примеров писем — специальное оформление.

3. Все, что вы прочитаете в этой книге, нельзя найти ни в одной другой. Максим Ильяхов и Людмила Сарычева сформулировали собственные правила, которые, на их взгляд, будут более уместны в современном цифровом мире, чем старые.

5 полезных советов из книги


Конечно, их там больше пяти. Но все-таки выберу, опираясь на собственный опыт и представление о важности.

1.Как (не) вызвать гнев получателя с первых же строк. О, взбесить человека довольно просто. Надо не указать тему письма (чтобы его потом невозможно было быстро найти), надо сделать массовую отправку одного письма сразу пяти коллегам/заказчикам, с первых же строк заорать, что задача срочная, перепутать имя адресата (назвать Петра Андреева Андреем, а Михаила Антонова — Антоном, например). Еще можно написать письмо с темой «забыл приложить файл», чтобы потом этот файл точно не нашли в почте по ключевым словам, вывалить на получателя сразу гору вопросов и, наконец, пассивно-агрессивно требовать ответа. Можно делать все это по отдельности, но для гарантированного результата используйте максимум бесящих приемов.

2. Даже если вы облажались в рамках своих рабочих обязанностей (например, должны были вовремя прислать заявку, но не прислали), это можно исправить признанием своего косяка и уважительной просьбой о помощи. Вместо того, чтобы выискивать лазейки и переходить в нападение, в надежде получить желаемое (что встречается в деловой коммуникации чаще, но обычно приносит только конфликты между сторонами).

-3

3. Сопроводительные материалы к письму прикладывать сразу. Не заставлять получателя переходить по разным ссылкам, доставать из архива, скачивать с сервера и так далее. Исключение — если материалы очень объемные. Но в любом случае самое важное из материалов для скачивания вынести в тело письма, чтобы помочь читателю получить максимально четкое представление о том, что его ждет по ссылке. Если вывести из этого правило, то оно будет таким: чем больше работы мы проделали за адресата, тем комфортнее ему будет иметь с нами дело. И тем больше он будет готов сделать для вас взамен, при необходимости.

4. Не нужно писать на эмоциях! Простой маркер: если вы получили письмо, и вам очень хочется ответить прямо сразу — вы на эмоциях. Если вам не терпится ответить на письмо — вы на эмоциях. Если вы пишете ответ, стираете, потом пишете заново, и ищете такие формулировки, которые бы показали, что вы очень спокойны — вы на эмоциях. Лучший способ в этой ситуации — отложить написание ответа. Или просто позвонить. В разговоре, когда люди слышат интонации друг друга, договориться и не раздуть конфликт до космических масштабов бывает куда проще.

5. Ничего не решайте за читателя. Авторы часто одним письмом хотят достичь сразу всех целей — очаровать, мотивировать, убедить, сделать продажу. И грешат формулировками, которые вызывают отторжение: они или выглядят как упрашивания («Согласитесь же, выгодная сделка?»), или как спам («Вот наш послужной список, вы точно не сможете не обратить на нас внимание»). Это как подойти в баре к незнакомцу и начать рассказывать ему подробности своей жизни, забыв предварительно познакомиться и спросить, интересно ли ему это слушать.

-4

Но вообще, 5 полезностей — это слишком мало. В книге еще куча нужного: как правильно откликнуться на вакансию, как написать холодное письмо, как предложить свой товар, как ответить на претензию клиента, как пригласить человека на работу или к сотрудничеству, как ответить на хамское письмо, в котором отправитель выпускает пар или откровенно неправ.

Поэтому вот вам партнерская ссылка на книгу. Наслаждайтесь!

***
👋 Делитесь с друзьями ссылкой, если им тоже может быть полезно.

Что еще почитать про тексты:
Как вести интересный канал на Дзене и не убить на это кучу времени?
Как написать текст, который зацепит читателя?
Дефис или тире? Боже, а они отличаются!?