Предыдущий урок:
Урок 17. Цвета
Урок 18
Сегодня мы доберемся вместе до двадцати. Это, конечно, не очень много, но на первое время сойдет.
Давайте сначала посмотрим, что происходит с числами в других языках.
В русском
Если не брать во внимание падежные и иные окончания, то в нашем языке все числительные выстроены по довольно четкой схеме.
До десяти все числительные от разных корней, их надо просто выучить. Дальше от 11 до 19 все числа имеют -надцать, все круглые десятки имеют -дцать. Все крупные числа читаются слева-направо, никаких союзов, никаких других приколов.
В германских языках
Я знаю только про английский, шведский немецкий. Подозреваю, что у остальных похоже.
Разномастные числа идут до двенадцати. Дальше с 13 до 19 одинаковая добавка: в английском -teen, в шведском -ton, в немецком -zehn. При этом в корне перед такой добавкой возможны небольшие мутации.
Круглые десятки тоже имеют свой специфический хвостик. В числах больше двадцати германская семья не придерживается единой системы. В английском все более-менее как в русском, но после слова сотня требуется союз "и" (не всегда); шведы все числа пишут в одно слово, но в нормальном порядке; немцы известны своим два-и-тридцать.
В романских языках
Я могу рассказать только про четыре языка - французский, итальянский, испанский и португальский.
Здесь креатива больше.
До десяти корни разные, что вполне ожидаемо.
Дальше, от 11 до 14 сначала несколько букв из названия единиц (1-4), потом намек на слово десять (не всегда очевидный).
Число 5, которое во всех четырех языках начинается на s или c и имеет где-то ближе к концу что-нибудь похожее на /k/, вдруг поворачивается в лесу передом, а к нам задом. И в числе 15 мы видим начало на /k/ и хвост как у предыдущих 11-14.
С 17 до 19 на первое место выходит слово десять, потом ставят единицы.
А что с числом 16? А оно в половине языков присоединяется к компании 11-15, в другой половине к 17-19.
Посмотрим:
О португальских числах подробнее
Числа 1 и 2 могут иметь форму мужского или женского рода.
carro - существительное мужского рода
um carro
dois carros
casa - существительное женского рода
uma casa
duas casas
Остальные числа вопросами гендера не интересуются.
Предлагаю для начала помузицировать с числами от 1 до 10:
Для тренировки можете быстро порешать простые примеры типа 3+4=7 (mais - больше, используется как "плюс", é igual a - равно):
А теперь все числа от 1 до 20:
Я нашла для вас видео, в котором предлагают отгадать возраст актеров из фильма о Полианне. Смотрите и называйте все числа (хотя бы в пределах 20):
Время
Зная числа до 20, мы теперь иногда сможем сказать сколько времени. Забавно, что спрашивать о времени нас пока не учат, и чисел явно недостаточно.
Ну и ладно.
На часах 12:15. Бразильцы скажут просто:
São doze e quinze.
Почему в начале são? Потому что речь идет о часах (horas), в португальском это множественное число, отсюда são.
Забегая вперед, оставлю здесь видео про время. Полезная штука.
КАК ПРАКТИКОВАТЬСЯ?
Самые необычные фразы, конечно, будут в приложении.
Дополнительно:
1) Совсем не сложно считать подряд от 1 до 20, чуть сложнее в обратную сторону. Но самое трудное - называть числа вразнобой. Поэтому, берите телефонный справочник, свой список контактов или еще что-нибудь подобное и называйте все подряд номера по одной цифре.
Это совсем не значит, что бразильцы так читают свои номера, это просто для тренировки.
Обращайте внимание на номера машин, домов, автобусов. Называйте номер страницы в книге, которую читаете. Считайте людей на фотографиях (сколько там мужчин/женщин/девочек/мальчиков).
2) Дополняйте и переделывайте предложения, которые попадаются вам в Дуолинго.
Например, мне попалось такое: Preciso de cinco. (Мне нужно пять)
Я могу добавить существительное (пять чего?), другие числа (может мне еще что-то нужно), цвета (вдруг это важно). Могу потом сказать, что нужно другому человеку.
Preciso de cinco maçãs vermelhas e de duas maçãs verdes.
Maria precisa de três livros novos.
и т.д.
Особенно важно часто использовать dois и duas, чтобы не путать в дальнейшем.
Я уверена, что вы сами можете придумать массу способов попрактиковаться в употреблении чисел. Можно поделиться в комментариях.
Жду вас в Дуолинго:
https://invite.duolingo.com/BDHTZTB5CWWKSNMMPALA47UWUA
Следующий урок:
Урок 19. Настоящее время 1.