Kanev: Parachutes Across the Dnepr, September 23-26, 1943
75 лет назад была проведена Днепровская воздушно-десантная операция, одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Чтобы помочь удержать плацдарм за Днепром у Великого Букрина, было сброшено 3000 десантников. Сама по себе операция закончилась неудачей вследствие плохо проведенной высадки и того факта, что немцы уже успели к началу операции подтянуть танковые резервы, предотвратить подтягивание которых она себе ставила в качестве задачи. В 1981 г. (!) вышла посвященная Днепровской операции игра, которая стала классической и была повторно издана в 1987 году в знаменитом журнале Strategy & Tactics. Мне очень повезло, что мы с Дмитрием смогли в нее сыграть. Дмитрий, как всегда, взял Красную Армию.
Поначалу на игровом поле находится лишь часть фишек, с советской стороны два танковых корпуса и Рыбалко с управлением 3-й гвардейской танковой армии, несколько стрелковых дивизий по ту сторону Днепра, а также партизаны на немецкой стороне. Кроме того, готовы к высадке три бригады парашютистов и две планеристов. Авторы игры дали советской стороне все возможные силы, какие, как они полагали согласно данным 1987 г., у нее были. Выпало воздушное превосходство советской стороны, и Дмитрий запланировал три зоны высадки. У немцев на начало игры развернута за Днепром пехотная дивизия и Неринг с управлением 24-го танкового корпуса и 588-м батальоном “Тигров”. На немецкой стороне Днепра находятся только охранные батальоны. Ход занимает восемь часов, гекс равен 1,67 км в поперечнике. На первый ход, 23 сентября утром, к немцам подошел разведбат танковой дивизии, который я бесцельно загнал в середину карты, и с востока пехотная дивизия, которую я повел к мосту через Днепр у Канева. К Дмитрию пришел еще один танковый корпус и две стрелковые дивизии. Он начал переправляться через Днепр (вот куда мне надо было направить разведбат!). Из трех зон высадки удалось установить только две, и две парашютные бригады при высадке понесли страшные потери, высадилось только по батальону, остальные погибли или не высадились. Стало ясно, что Дмитрий решил перехватить мосты через реку Россава в тылу у немцев.
23 сентября во второй половине дня к немцам подошел с запада танко-гренадерский полк, который я сразу отправил затыкать переправу через Днепр, а с востока танко-гренадерская и пехотная дивизии, которые были задержаны в своем движении советской танковой бригадой, которая за свою дерзость была уничтожена. Советской стороне пришел Москаленко с управлением 40-й армии. Дмитрий учредил последнюю зону высадки аж за Россавой и довольно успешно высыпал туда третью бригаду парашютистов. Кроме того, на старые зоны высадки начали высаживаться планеристы, которые при высадке не рассеиваются, если высаживаются… но потери опять были большие. Рыбалко успешно закрепился на плацдарме за Днепром и начал распространяться в глубину.
Ночью 23 сентября к немцам подтянулись остатки танковой дивизии, разведбат и танко-гренадерский полк которой появились ранее. Дивизия с ходу атаковала передовую советскую стрелковую дивизию и... завязла в патовом бою. Немцы боролись на два фронта, пытаясь остановить вскрытие плацдарма с одной стороны и распространение десантников с другой. Советской стороне достался еще танковый корпус и две стрелковые дивизии. Уже и Москаленко перебрался на немецкую сторону Днепра. Можно ли после этого назвать ее “немецкой”?
Утром 24 сентября немцы потерпели настоящий крах: их танковая дивизия, увязшая с прошлого хода в боях, была уничтожена за исключением своего авангарда. Слабым утешением можно было назвать то, что советские десантники оказались временно отрезаны за Россавой. Советская сторона получила подкрепления в виде одного танкового корпуса и стрелковой дивизии. Рыбалко, сминая немецкие заслоны, решительно рвался на оперативный простор. На другой стороне Днепра советские части устремились к Каневу.
Во второй половине дня 24 сентября немцы не только не получили подкреплений, но и вынуждены были вывести в другой сектор одну пехотную дивизию. В лучших традициях Моделя я раздергал все мои дивизии на полки и батальоны, но к своему изумлению смог сдать все части дивизии в целости и сохранности, иначе был бы оштрафован. Немцы были полностью загнаны за Днепр, но держали свою линию снабжения, изолировав в свою очередь десантников. К советской стороне подошел механизированный корпус. Неутомимый Рыбалко занялся окружением и уничтожением немецкого разведбата, слишком долго державшего переправу через Днепр.
Ночью 24 сентября немцы снова не имели подкреплений. Они бооролись с вырвавшимися из окружения десантниками, латали дыры во фронте и с ужасом видели, как советские части переправляются через Днепр южнее Канева. Советская сторона получила три стрелковых дивизии. На подступах к Каневу шли патовые бои, немецкий разведбат из окружения не вышел.
Утро 25 сентября не принесло подкреплений никому. Мощными ударами с нескольких направлений был освобожден Канев. Немцы наконец научились ставить войска в резерв с помощью корпусного управления, что дало им возможность гибче реагировать на советские удары. Во второй половине дня с юга к ним подошла пехотная дивизия, прикрывшая Межирич. Советская сторона укрепилась очередными двумя стрелковыми дивизиями.
На предпоследний ход ночью 25 сентября к немцам прибыла с юго-запада танковая дивизия, которой пришлось отбивать мост через Россаву у десантников. Советы получили еще две стрелковые дивизии и совершенно прижали немцев к Россаве, вдобавок еще и со своей стороны, а частично переправившись через реку и пробившись к десантникам.
Наконец, в последний ход было два ярких события: батальон “тигров”, объехав советские стрелковые дивизии (не имеющие зон контроля) у Россавы и переправившись на ту сторону, атаковал позиции десантников с тыла, но был отброшен. А также состоялось очное противоборство Рыбалко с Нерингом, по итогам которого последний отступил.
По итогам игры немцы были напрочь отброшены за Россаву. Рыбалко удалось переписать историю и вырваться с плацдарма у Великого Букрина! Практически все победные цели были захвачены советской стороной. Кроме того, немцы потеряли три штаба. Это была решительная советская победа! Партия заняла 3 часа 10 минут. Действительно, это оказался отличный классический варгейм, чем-то напоминающий смесь лучших оперативных игр от VPG с прото-OCS, прекрасно передающий бескомпромиссный характер боев второй половины 1943 г. Конечно, за немцев нужен игрок получше, стоит больше использовать резервы, артиллерию, штабы, развитие успеха, бонус за дивизионную сплоченность, возможность дробить танко-гренадерские полки на батальоны. Это определенно не последняя партия в эту отличную игру. Теперь можно перечитать правила и попробовать как-нибудь еще раз. Большое спасибо Дмитрию за игру и неизменно радушное гостеприимство.
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.